Анализ рассказа А. П. Чехова «Хирургия», план



Антон Павлович Чехов - величайший в мировой литературе мастер маленького рассказа, умеющий создавать законченные художественные типы посредством немногих выразительных деталей, штрихов, сюжетных обстоятельств. Эта грань его мастерства в полной мере проявилась и в рассказе "Хирургия".

Всего два героя - фельдшер Курятин и дьячок Вонмигласов - предстают перед нами в сельской больнице. К фельдшеру, ведущему прием за отсутствием доктора, приходит дьячок с больным зубом и просит помочь - это завязка. Развитие действия продолжается до тех пор, пока фельдшер не приступает к активным действиям - удалению зуба. Попытка Курятина вырвать зуб, пусть и неудачная, - это первая кульминация рассказа. Напряжение не спадает. Фельдшер пытается второй раз удалить больной зуб - это вторая кульминация рассказа. Развязка наступает, когда дьячок, обнаружив во рту два торчащих выступа сломанного зуба, удаляется восвояси. События следуют одно за другим, сюжет хронологический, финал рассказа остается открытым - зуб не удален.

Одна из самых ярких характеристик чеховских героев - это их язык. Речь Вонмигласова (сама фамилия тоже является "говорящей") изобилует церковной лексикой, даже обычные слова он переделывает на церковный манер. Фельдшер Курятин изо всех сил пытается показать свою значимость, употребляя медицинские термины. Речь его состоит из незаконченных предложений, он все время перескакивает с одного предмета на другой. Обращает на себя внимание упоминание помещика Александра Иваныча Египетского. В первый раз фельдшер говорит о нем для придания значимости своей персоне, якобы он когда-то пользовал этого человека. Второй раз - для того, чтобы утихомирить разбушевавшегося дьячка после неудачной попытки удалить зуб. А после третьего раза начинает казаться, что помещик был единственным пациентом фельдшера.

Создается впечатление, что фельдшер в больнице человек случайный, ему и прием-то доверить нельзя. Это впечатление усиливается, когда он перебирает инструменты и сомневается в правильности решения. Итог закономерен - случайный человек взялся за то, чего он делать не умел, а следовательно, нанес вред другому человеку.

Речевые характеристики героев меняются - от взаимноуважительных в начале рассказа до обвинений и ругательств в адрес друг друга в конце произведения.

Поразителен юмор Чехова - казалось бы, не претендующий ни на какое обобщение, связанный только с этим произведением, а всегда открывающий какую-то важную, типическую черту человеческих отношений.

План

На прием в сельскую больницу к фельдшеру Курятину приходит дьячок Вонмигласов и рассказывает о своем больном зубе. Фельдшер берется удалить больной зуб и выбирает инструменты. Попытка вырвать больной зуб заканчивается неудачей. Фельдшер решается попробовать еще раз. Вторая попытка заканчивается неудачей - зуб сломался на корню. Дьячок уходит, ругая фельдшера. Тот себя виноватым не считает.


 
Как скачать бесплатное сочинение? Жми и сохраняй . И ссылка на это сочинение; Анализ рассказа А. П. Чехова «Хирургия», план уже в твоих закладках.
Вперед:
Назад:
Дополнительные сочинения по данной теме

  • Краткое содержание рассказа А. П. Чехова «Хирургия»

  • В земской больнице за отсутствием доктора, уехавшего жениться, ведет прием фельдшер Курятин. Это толстый человек лет сорока, в поношенной жилетке и истрепанных брюках. На лице у него выражение долга и приятности, а в руке - сигара, издающая зловоние. На прием приходит дьячок Вонмигласов, высокий коренастый старик в коричневой рясе. Он жалуется на больной зуб, на то, что у него от этого зуба вся голова болит и в ухо стреляет. Садится и
  • Темы сочинений по творчеству А. П. Чехова

  • 1. Жизнь и сад (по пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад"). 2. Тема счастья в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад". 3. "На краю обрыва в будущее" (по пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад"). 4. Когда за окнами - другая жизнь... (по пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад"). 5. Будущее в представлении чеховских героев (по пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад"), 6. Если бы сад не продали? (по пьесе А.
  • Тест по творчеству А. П. Чехова

  • 1. Кто главный герой рассказа А. П. Чехова "Смерть чиновника"? А. Беликов Б. Акакий Акакиевич В. Макар Девушкин Г. Червяков 2. Какие из перечисленных рассказов относятся к раннему периоду творчества А. П. Чехова? А. "Толстый и тонкий" Б. "Лошадиная фамилия" В. "Дама с собачкой" Г. "Хамелеон" 3. Какой порок показал А. П. Чехов в рассказе "Хамелеон"? А. Трусость Б. Покорность В. Предательство Г. Угодничество 4. Какие детали в рассказе А. П. Чехова "Человек в футляре" говорят о характере Беликова? А. Зонт Б. Калоши В. Яркий шарф Г. Велосипед Д. Древнегреческий
  • О творчестве А. П. Чехова

  • Наивысшим художественным образцом для Чехова была проза А. С. Пушкина, очаровывавшая его гениальной простотой и лаконичностью. Из зарубежных писателей он особенно высоко ценил Г. де Мопассана, в совершенстве владевшего искусством создания коротких психологических новелл. Поначалу в литературе Чехов заявил о себе как о талантливом юмористе, работавшем в характерных для периодики жанрах рассказа-сценки, рассказа-анекдота, фельетона, пародии и т. п. Многое из написанного в ранний период он позже забраковал. Вместе с тем уже
  • Периоды творчества А. П. Чехова

  • Описание событий в романах и других произведениях Чехова отразило многие процессы, происходившие в русской жизни конца XIX в. Оно развивалось, в основном, по двум направлениям: создание рассказов и утверждение новой по характеру лирической и психологической драмы. В ранний период творчества (1883-1885) Чехов, сотрудничая в юмористических журналах "Стрекоза", "Будильник", "Зритель" и других, пишет рассказы, в которых высмеивает пошлость обывательской жизни (сборник "Пестрые рассказы"). Это, в основном, бытовые рассказы с постепенным расширением общественного
  • О подтексте в произведениях А. П. Чехова

  • В творчестве Чехова 90-х годов отчётливо закрепилась установка писателя на объективность повествования, "не позволявшая ему открыто заявлять о собственных "субъективных" симпатиях и антипатиях". Объективность повествования становится эстетическим кредо Чехова и одной из важнейших черт его художественного мироощущения. Критика, напротив, не довольствовалась тем, что в чеховских произведениях отсутствовала непосредственная авторская точка зрения, и расценивала это обстоятельство как творческий просчёт прозаика. У Чехова на этот счёт было иное мнение. Он стремился к тому,
  • Мастерство А. П. Чехова в рассказе «Хамелеон» (План)

  • Особенности построения рассказа. (Мастерство Чехова проявилось уже в самой композиции рассказа. В основе произведения - одно событие: "безвестная" собака укусила за палец мастерового Хрюкина. Отношение к этому событию представителя власти городового Очумелова меняется шесть раз. Эти бесконечные превращения "хамелеона" Очумелова создают комический эффект в рассказе.) Умение вложить глубокий смысл в лаконичную форму. (На примере одного эпизода Чехов показал типичную черту современной действительности - приспособленчество, самоуправство властей и угодничество перед власть