Б. Пастернак о своем романе



Собственно, это первая настоящая моя работа. Я в ней хочу дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие, и в то же время всеми сторонами своего сюжета, тяжелого, печального и подробно разработанного, как, в идеале, у Диккенса или Достоевского, - эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое. Роман (бессмертное произведение) пока называется "Мальчики и девочки". Я в нем свожу счеты с еврейством, со всеми видами национализма (и в интернационализме), со всеми оттенками антихристианства и его допущениями, будто существуют еще после падения Римской империи какие-то народы и есть возможность строить культуру на их сырой национальной сущности.

Атмосфера вещи - мое христианство, в своей широте немного иное, чем квакерское и толстовское, идущее от других сторон Евангелия в придачу к нравственным.

Это все так важно, и краска так впопад ложится в задуманные очертания, что я не протяну и года, если в течение его не будет жить и расти это мое перевоплощение, в которое с почти физической определенностью переселились какие-то мои внутренности и частицы нервов...

Стихов как самоцели я не любил и не признавал никогда. Положение, которое утверждало бы их ценность, так органически чуждо мне и я так этот взгляд отрицаю, что я даже Шекспиру и Пушкину не простил бы голого стихотворчества, если бы, кроме этого, они не были гениальными людьми, прозаиками, лицами огромных биографий и пр. и пр.

За писанием прозы у меня попутно складываются ритмические мотивы, мелодии которых я не записываю и которых не развиваю тематически, не наполняю живописью и мыслью. Они только нежны и музыкальны, и в этом их осуждение.

Очень печальная, очень много охватившая, полная лирики и очень простая вещь.

...Потребовалась целая жизнь, ушедшая на то, что называлось модернизмом, на фрагментаризм, на формы: политические, эстетические, мировоззрительные формы, на направления, левые и правые, на споры направлений...

А жизнь тем временем (войны, владычество крепостнических теорий, гекатомбы человеческих существований, вступление новых поколений), жизнь тем временем шла своим чередом и накопила множество полувекового материала, горы нового неназванного содержания, из которого не все охватывается старыми формами (политическими, эстетическими, левыми, правыми и пр. и пр.), а часть, самая живая, остается еще без обозначения; как сознание ребенка. И жалки те, кто хранит верность бесполезной косности старых определившихся принципов, соперничеству идей и велениям былой, на пустяки растраченной новизны, а не смиряется перед простодушием и младенческой неиспорченностью свежего, едва народившегося, векового содержания. Надо было именно перестать принимать во внимание привычное, установившееся и в своем значении сплошь такое фальшивое, надо было душе с ее совестью, способностями познания, страстью, любовью и нелюбовью дать право на полный, давно назревший переворот, который перевел бы ее из неудобной, вынужденной скрюченности в более свойственное ей, свободное, естественное положение.

Вот в чем, собственно говоря, вся суть и значение "Доктора Живаго".



 
Как скачать бесплатное сочинение? Жми и сохраняй . И ссылка на это сочинение; Б. Пастернак о своем романе уже в твоих закладках.
Вперед:
Назад:
Дополнительные сочинения по данной теме

  • Методические материалы. Краткое изложение текста

  • А. С. Пушкин "И. И. Пущину". Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях (мультимедийный урок по литературе, 6-й класс) А. С. Пушкин. "Капитанская дочка", глава "Вожатый". 9-й класс Викторина об отечественной литературе №1 Викторина об отечественной литературе №2 Ерёмина О. А. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя Интегрированный урок по литературе "Слово о полку Игореве" Календарно-тематические планы по литературе в 3 и 4 классах Классный час :
  • «Кто возбуждает ненависть — тот возбуждает и любовь» (о М. Е. Салтыкове-Щедрине)

  • Казалось бы, самое легкое и простое дело на свете - говорить правду. Но в действительности это очень сложно, трудно, а нередко и опасно. Сатирик, беспощадно осмеивающий не только человеческие пороки, но и несовершенство мира, далеко не всегда находил понимание и сочувствие у своих современников. Развивая мысли, высказанные в одном из лирических отступлений в "Мертвых душах", Некрасов писал в стихотворении "Блажен незлобивый поэт..." (1852): Но нет пощады у судьбыТому, чей благородный
  • Описания природы в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина

  • Описания природы в романе создают совершенно неповторимый колорит причастности к вечной, мудрой жизни, создают определённый ритм, напоминая о связи человеческих чувств с природными циклами и явлениями. Люди не замкнуты в своём крошечном мирке, полном ничем не обусловленных фантазий и произвольных мнений. Напротив, их жизнь укладывается в извечный ритм природы, частью которой люди являются со всеми своими надеждами, разочарованиями и победами. Повествование приобретает особую проникновенность и, как ни странно, человечность, смягчая психологические
  • Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма

  • Ни один из периодов развития искусства не проходит бесследно. Художественные открытия классицизма живы до наших дней. Одно из свидетельств живого значения классицизма в литературе - творчество Мольера. Жан Батист Поклен (Мольер - его литературный и сценический псевдоним) прожил очень недолгую жизнь, но навеки вошел в историю искусства. Имя Мольера по праву может быть названо в ряду самых великих художников. Он был великим драматургом, но, прежде всего, актером, актером всей душой, всеми
  • Что роднит русское Просвещение с европейским и в чем его самобытность?

  • Русское Просвещение с европейским роднит то, что русская литература прошла те же этапы, какие прошла и европейская. Во второй половине XIX века развивается романтизм, многие опираются на него в своем художественном творчестве. Европейский романтизм очень схож с русским. Он стал шагом вперед в развитии литературы. После просветителей романтики расширили круг восприятия мира, по-новому стали смотреть на природу. В русском романтизме как и в европейском, главным является большое внимание к внутреннему
  • Условность в литературе

  • Условность в литературе - неотъемлемая особенность не только литературы, но и вообще всего искусства. Искусство не копирует действительность, не фотографирует ее, а творит, создает собственный художественный мир с помощью самых разнообразных изобразительно-выразительных средств (достаточно вспомнить оперу или балет, чтобы составить ясное представление о степени условности в различных видах искусства). В искусстве слова (литературе) также совершенно невозможно не учитывать особого рода условности, выражающиеся в отборе фактов, в их освещении, организации сюжета,
  • Анализ сказки «Коняга» М. Е. Салтыкова-Щедрина

  • Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина "Коняга" описывает бедственное положение крестьянства в царской России. Образ замученной лошади является устойчивым символом в русской классической литературе. К нему обращался Ф. М. Достоевский в романе "Преступление и наказание". В сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина образ Коняги символизирует стоицизм угнетенного самодержавием народа. Салтыков-Щедрин не жалеет изобразительно-выразительных средств и художественных деталей для создания этого жалкого, уродливого образа. При помощи ряда эпитетов ("замученный", "побитый", "узкогрудый"), красноречивых сравнений ("верхняя губа