Честь и место



НЕтрудно заметить, что исследование сюжетов по методу Польти имеет свои ограничения, главное из которых — необходимость выделить в художественном произведении главную тему. Если в драматических сочинениях (а Польти работал главным образом с ними) это более или менее возможно, то сюжет в прозе — пусть не рассказа, но повести, романа – чаще всего представляет собой соединение нескольких мотивов, среди которых назвать ключевой затруднительно. Совершенное художественное творение так же многообразно, как сама жизнь, а что в жизни главное, что второстепенное — едва ли кто-то рискнёт сказать.

Если необходимы хрестоматийные примеры, назовём последний пушкинский шедевр — роман «Капитанская дочка» (1836).

Примерами из этой небольшой по числу страниц книжки можно снабдить многие Драматические положения Из списка Польти, и в дальнейшем я не раз вспомню о «Капитанской дочке», например в связи с сюжетом “препятствия в любви”.

Но не только наши рабочие “36” здесь к месту. Роман (бессмертное произведение) Пушкина вбирает в себя все Четыре истории, которые выделяет Борхес как универсальные сюжеты мировой литературы.

Как помним, первой великий аргентинец называет историю “об укреплённом городе, который штурмуют и обороняют герои”. В «Капитанской дочке» тема крепости, её защиты – одна из центральных, что получает отражение и в названиях некоторых глав — «Крепость», «Приступ», «Осада города», «Мятежная слобода». Очень важно, что Борхес не делит противоборствующие стороны на праведную и злокозненную. Все — герои, и столкновение разных правд поэтому особенно драматично. Это видим и в «Капитанской дочке». Разве Пугачёв только “вор и самозванец”, как назвал его отважный капитан Миронов?! Недаром удивляется Гринёв этому “странному сцеплению обстоятельств”: “пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государством”!

Внося в “семейственные записки” (6, 325) Гринёва ставшие знаменитыми в бесконечных русских спорах слова: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!” — Пушкин не забывает передоверить своему герою и другое важнейшее для него суждение: “…лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений”.

“Я приехал в Казань, опустошённую и погорелую,— рассказывает Гринёв. — Таков был след, оставленный Пугачёвым!” Вот итог истории о битве за город. Герои есть — нет города. Нет победы!

Пусть русская крепость выглядит смешно: “деревушка, окружённая бревенчатым забором”. Но в этой фортеции живут достойные — и очень миролюбивые — люди.

Вторая, по Борхесу, история — история о возвращении — тоже есть в «Капитанской дочке». Она начинается тем, что недоросль Петруша Гринёв, ещё до рождения возведённый в сержанты гвардии, мастерит воздушного змея из географической карты. И как Одиссей воротился, “пространством и временем полный”, так Гринёв, оторванный от географической карты (а герой романа «Странник» пушкинского современника Александра Вельтмана ухитрялся путешествовать именно по ней) и отправленный отцовской волей в реальное российское пространство — в “сторону глухую и отдалённую”, — свершает свой круг познания, чтобы воротиться в отчий дом. И хотя событие этого возвращения остаётся за рамками повествования, оно очень красноречиво.

“«Капитанская дочка» — роман о бегстве дворянина в мещане, от долга к счастью, из истории в семью”, — пишет С. Лурье (Аврора. 1979. № 6. С. 75). Пушкинист М. Ерёмин отмечает важную подробность повествования: гринёвское наследство оказалось весьма скромным — это “село, принадлежащее десяти помещикам” (!)…

Третью историю — Историю о поиске — Борхес считает вариантом предыдущей, но в нашем произведении и она есть. Особенно важно, что у Гринёва идёт поиск самого себя, долгий процесс становления самосознания.

Вспомним, как защищал он свою честь поначалу — грубо требуя денег у Савельича, чтобы отдать бильярдный долг Зурину. И как пришёл он к глубинному осознанию смысла чести. Во время допроса в Следственной комиссии, объясняясь, Гринёв вдруг почувствовал “непреодолимое отвращение”: “Мне пришло в голову, что если назову её (Машу. – С. Д.), то комиссия потребует её к ответу; и мысль впутать имя её между гнусными наветами злодея и её самую привести на очную ставку — эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался”. Защита собственной чести неотъемлема от признания чести другого человека, её уважения, её защиты. А кроме того, здесь Пушкин раскрывает драматический парадокс самосознания человека, что выводит нас к четвёртой борхесовской истории – О самоубийстве Бога.

Иисусу Христу для того, чтобы воскреснуть, необходимо было умереть распятым. Самозванец Пугачёв, объявив себя справедливым правителем, кончил многими злодействами и разорёнными городами — это травестированный вариант вечной истории. Но и Гринёв, старающийся жить по пословице: “Береги честь смолоду”, также оказался перед ключевым выбором. По мнению его отца, целью пугачёвского бунта было “ниспровержение престола и истребление дворянского рода”. И вот пережитое его сыном в годину пугачёвщины привело к тому, что Петруша, едва дослужившись до прапорщика, покинул военную, служилую стезю, что, собственно, и составляло высокую суть дворянства.

Мир оказался слишком тесен для осуществления закона чести. “Честь и место”, — говорит Пугачёв Гринёву, предлагая ему сесть рядом с ним в застолье. Но в ключевом смысле всего романа эти традиционные слова приглашения наполняются особым значением. Чтобы сохранить Честь в чистоте, необходимо отказаться от места. И не только рядом с самозванцем. В книге не раз вспоминаются подробности гринёвской родословной, где не оказывалось людей, гнущихся перед чинами, обстоятельствами и соблазнами земной власти. “…не требуй того, что противно чести моей и христианской совести”, — говорит Гринёв Пугачёву, ещё не подозревая, что таким образом он развивает знаменитое отцовское напутствие, чтобы передать его не рождённым ещё сыновьям своим.


 
Как скачать бесплатное сочинение? Жми и сохраняй . И ссылка на это сочинение; Честь и место уже в твоих закладках.
Вперед:
Назад:
Дополнительные сочинения по данной теме

  • Сочинение по теме: нравственные проблемы чести, достоинства, выбора, в повести пушкина капитанская дочка

  • Историческая повесть «Капитанская дочка» - последнее произведение А. С.Пушкина, написанное в прозе. Это произведение отражает все наиболее важные темы пушкинского творчества позднего периода – место «маленького» человека в исторических событиях, нравственный выбор в жестких социальных обстоятельствах, закон и милосердие, народ и власть, «мысль семейная». Одна из центральных нравственных проблем повести – проблема чести и бесчестия. Разрешение этого вопроса прослеживается в первую очередь на судьбах Гринева и Швабрина. Это молодые офицеры.
  • Напишите сочинение по капитанмкой дочке пушкин образ гнинева в капитанской дочке

  • Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» была опубликована в декабре 1836 года в журнале «Современник». Она стала последним произведением, напечатанным при жизни писателя. «Капитанская дочка» — это своеобразная иллюстрация к истории Пугачевского восстания 1772-1774 годов. Но писателя прежде всего интересуют характеры людей, волею судьбы оказавшихся в центре исторических событий и по-разному проявляющих себя в них. Повествование в «Капитанской дочке» представлено в виде воспоминаний Петра Андреевича Гринева о своей жизни. Сначала перед
  • Сочинение на тему Мое любимое произведение Пушкина

  • Мое любимое произведение А. С. Пушкина Пушкин — добрый спутник нашей жизни. Кажется, зна­ешь его наизусть с детских лет, и все же каждый раз, рас­крывая как бы наудачу привычную, издавна любимую книгу, находишь в ней что-то новое, прежде не изведанное, сверкнувшее как бы впервые. Слышишь живой голос, ви­дишь то безудержно веселые, то задумчивые, умные глаза и невольно втягиваешься в беседу с писателем. Мне нравятся стихи, поэмы Пушкина. Но в большей
  • “Незваные гости” и самозванцы в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина

  • Елена Юрьевна ПОЛТАВЕЦ (1954) — литературовед; автор учебно-методических пособий. Восьмая глава «Капитанской дочки» называется «Незваный гость». “Незваный гость хуже татарина”, как гласит пословица, и смысл эпиграфа понятен: незваными гостями для защитников крепости были пугачёвцы. Но словосочетание “незваный гость” имеет в пушкинских произведениях ещё и другой смысл. …Совесть, Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть, Незваный гость, докучный собеседник, Заимодавец грубый... («Скупой рыцарь») Сделку с совестью предлагает Гринёву Пугачёв: “Думай про меня что хочешь, а от
  • Проблема долга и чести в «Капитанской дочке»

  • Проблема долга и чести в «Капитанской дочке», проблема о верности присяге... Об этом говорится в ро­мане А. С. Пушкина. Роман (бессмертное произведение) был написан в середине 30-х гг. XIX века, в период наи­высшего расцвета пушкинской прозы; недаром В. Г. Белинский назвал его «чудом совершенства». Он был задуман поэтом во время его поездки по Орен­бургской и Казанской губерниям, где он собирал ма­териал для своей книги «История Пугачева». Мысли Пушкина давно уже
  • «Береги честь смолоду» (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (Второй вариант)

  • Для кого даже честь - пустяк, Для того и все прочее ничтожно. Аристотель Перелистывая страницы повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка", мы следим не только за всевозможными поворотами человеческой судьбы и ходом народно-освободительного крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Мы наблюдаем также за тем, насколько по-разному решают для себя люди вопросы долга и чести, а также попадаем в ситуации, когда и сами вынуждены сделать этот выбор. Отец главного героя, Андрей Петрович Гринев, - отставной
  • (Капитанская дочка) образование швабрина и гринёва. Внешность гринёва

  • 1. Гринев и Швабрин – дворяне, близки по возрасту, образованию, умственному развитию. Впервые мы знакомимся со Швабриным в Белогорской крепости, куда он был переведен на службу за "смертоубийство". Перед нами "молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым". Швабрин "очень не глуп", и его разговор всегда "остер и занимателен". Однако шутки и замечания его циничны, язвительны и часто беспочвенны, как замечает вскоре Петр Гринев — главный