«Душа в заветной лире…» (об универсальности А. С. Пушкина как писателя)



Гений Пушкина универсален. Эта универсальность, в частности, проявляется в том, что в своем поэтическом, прозаическом и драматургическом творчестве Пушкин охватил практически все предшествующие эпохи развития мировой литературы. В его литературном наследии запечатлены традиции фольклора (сказки) и мир древности ("Муза", "Египетские ночи", "Роман (бессмертное произведение) о Петронии"), персонажи литературы Средневековья ("Жил на свете рыцарь бедный...", "Скупой рыцарь", "Пир во время чумы" и др.), Возрождения ("Каменный гость") и Просвещения ("Сцены из Фауста", "Моцарт и Сальери"), наконец, тенденции духовной жизни современников, переживших как увлечение идеями романтизма, так и отрезвляющее освобождение от романтических иллюзий. В каждой эпохе Пушкин чувствовал себя как дома, с завидной легкостью усваивая и творчески переосмысляя ее художественные открытия. Эта открытость поэта всем временам придает его художественной мысли воистину всемирный масштаб.

Столь же универсальной в своем многообразии предстает и лирика русского Ариона: в ней нашли отражение едва ли не все темы и жанры, которые на то время были выработаны мировой поэзией. Пушкину-лирику по плечу было всё: от нежнейшей интимной поэзии до симфонически-величественных гражданских гимнов. Богатство жанрово-тематического репертуара было обусловлено не только преемственной связью поэта с традициями прошедших эпох, но и его удивительной отзывчивостью на веяния современной литературы. Так, на этапе творческого становления, завершившегося в годы Михайловской ссылки, Пушкин испытал влияние романтизма. Оно ощутимо и в лучезарно-светлой сказке "Руслан и Людмила" (1820), запечатлевшей свойственное романтизму тяготение к фантастическим фольклорным сюжетам; и в вольнолюбивых стихотворениях "Вольность" (1817), "К Чаадаеву" (1818), "Деревня" (1919), в которых характерный для романтиков конфликт идеала и обыденности преобразился в сочетание обличительной критики самодержавной действительности со страстными призывами к свободе; и в героях экзотических "южных" поэм "Кавказский пленник" (1821), "Бахчисарайский фонтан" (1823), "Цыганы" (1824), явственно напоминающих персонажей "восточных" поэм Байрона; и в пейзажных или любовных стихотворениях раннего периода пушкинского творчества.

Однако уже под конец своих скитаний по южным окраинам Российской империи Пушкин признавался в письме к кишиневскому приятелю В. П. Горчакову в том, что не может всерьез отождествлять себя с "разочарованным" героем романтиков. В Михайловском же поэт окончательно распрощался с романтическими "безумствами" юности, научился реалистически смотреть на мир и направил свою лирику на путь максимального приближения к естественному течению жизни и естественному же голосу сердца. Бурные эмоции в его стихах сменились мягкими, "лелеющими душу" интонациями, страстный протест против действительности - светлой грустью, едкая романтическая ирония - изящной насмешкой, поиск броских художественных средств - стремлением к "нагой простоте" поэтической речи. Так, в лирике Пушкина зазвучал голос благодарного приятия всей полноты бытия, открывающейся в лучших дарах жизни - любви и дружбе (даже если любовь приносит мучения, а дружбу сотрясают испытания) и не исчезающей в самые горькие минуты. Это был голос глубокой человечности, взыскующий милости к падшим и благословения процветающим; голос истинного "сына гармонии", знающего о том, что ему не избежать страданий, но всё же уповающего на то, что "меж горестей, забот и треволненья" ему посчастливится насладиться доброй улыбкой судьбы.

Пушкинская гармония не похожа ни на отстраненно-сдержанную гармонию античных мастеров слова, ни на вызолоченную рациональной мыслью гармонию классицистов; в ней всегда ощущается трепет живого сердца, познавшего душевную боль и надежду на счастье, излучающего сострадание и небезразличного к судьбам человечества. Как на главную заслугу Пушкин указал на эту особенность своей лирики в стихотворении "Памятник", в котором, подводя итоги пройденного творческого пути и говоря о бессмертии собственной поэтической славы, провозгласил:

И долго буду тем любезен я народу,Что чувства добрые я лирой пробуждал,Что в мой жестокий век восславил я СвободуИ милость к падшим призывал.

Это стихотворение, написанное по следам оды древнеримского поэта Горация, стало своеобразной эмблемой творчества А. С. Пушкина.


 
Как скачать бесплатное сочинение? Жми и сохраняй . И ссылка на это сочинение; «Душа в заветной лире…» (об универсальности А. С. Пушкина как писателя) уже в твоих закладках.
Вперед:
Назад:
Дополнительные сочинения по данной теме

  • Методические материалы. Краткое изложение текста

  • А. С. Пушкин "И. И. Пущину". Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях (мультимедийный урок по литературе, 6-й класс) А. С. Пушкин. "Капитанская дочка", глава "Вожатый". 9-й класс Викторина об отечественной литературе №1 Викторина об отечественной литературе №2 Ерёмина О. А. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя Интегрированный урок по литературе "Слово о полку Игореве" Календарно-тематические планы по литературе в 3 и 4 классах Классный час :
  • Александр Сергеевич Пушкин. Краткое изложение текста

  • Стихотворения К Н. Я. Плюсковой К Чаадаеву Деревня Я пережил свои желанья... Кинжал Узник Птичка Демон Полу-милорд, полу-купец... К морю Сожженное письмо К 19 октября Зимний вечер Пророк И. И. Пущину Зимняя дорога Во глубине сибирских руд... Арион 26 мая 1828 Анчар Поэт и толпа На холмах Грузии... 2 ноября Я вас любил: любовь еще, быть может... Брожу ли я вдоль улиц шумных... Кавказ Что в имени тебе моем... Мадонна
  • «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (1). Краткое изложение текста

  • Александр Сергеевич Пушкин -- величайший поэт русской литературы. Его лирика связана со свободой. Он был одним из декабристов. Многие декабристы были его лицейскими друзьями. Александра Сергеевича Пушкина волновала тема свободы, его отчизны, судьба России, ее история. Это он подчеркивает в своих воспоминаниях о Царском Селе. О судьбе России Пушкин писал в оде "Вольность": Самовластительный Злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу. Это стихотворение было написано в 1817 году. К
  • Идея свободы в сознании поэта. Пушкин и декабристы

  • Еще с детских лет, когда Пушкин жил в Лицее, он понял и оценил свободу. Человек имеет право на свободу в собственной жизни, и она не может быть кем-либо предоставлена. В душе возникал протест против насилия, в чем бы оно ни выражалось. Несправедливость в жизни он всегда переживал и был сторонником того, что каждый может заявить о себе. Идея свободолюбия осознавалась Пушкиным всю его творческую жизнь и особенно ярко выражалась в произведениях,
  • Освобождение А. С. Пушкина из ссылки

  • Кроме таких крупных произведений, как "Евгений Онегин" и "Борис Годунов" за время пребывания в с. Михайловском, Пушкин написал около ста лирических стихотворений. В жизнь поэта разнообразие вносили посещения им села Тригорского, у владелицы которого были дочери и племянницы, восторженные поклонницы поэзии Пушкина. Летом 1825 года у Осиповой гостила ее племянница А. П. Керн, которой Пушкин посвятил известное стихотворение "Я помню чудное мгновенье". Большую радость Пушкину доставили его близкие друзья по Лицею
  • Высказывание Аполлона Григорьева о Пушкине

  • Наиболее полно, на мой взгляд, личность А. С. Пушкина характеризует высказывание о нём критика Аполлона Григорьева двадцать с лишним лет спустя после гибели поэта: "...Пушкин - наше всё: Пушкин - представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остаётся нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами". "Вообще же не только в мире художественном, но и в мире всех общественных и нравственных наших сочувствий - Пушкин есть первый
  • Формирование основ гармоничного мироощущения поэта в Лицее

  • Лицей. В этом закрытом учебном заведении началось становление личности Пушкина. В течение всей жизни он с любовью вспоминал товарищей-лицеистов. Им посвящены многие его превосходные стихотворения. "Прекрасный союз" юношей сложился в стенах Лицея. Неизгладимый след в памяти человека оставляют талантливые учителя-воспитатели. Любимцем всех лицеистов стал молодой профессор права А. П. Куницын. Он воспитывал лицеистов в духе вольномыслия и свободолюбия, критикуя деспотизм, защищая права свободы и личности. Пушкину он был особенно близок, потому