Category: Островский

Тема дома и семьи в русской литературе XIX векаТема дома и семьи в русской литературе XIX века

Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям. (Л. Н. Толстой) Тема дома и семьи — одна из сквозных тем как в мировой литературе вообще, так и в русской в частности. Её отголоски слышны ещё в древнерусских художественных произведениях. О любимом муже Игоре тоскует, плача на путивльской стене, княгиня Ефросинья Ярославна […]

В осколке кривого зеркалаВ осколке кривого зеркала

Помните, сказка Андерсена «Снежная королева» начинается историей об осколках волшебного зеркала, которые попадали в глаза людям, и они начинали видеть мир искажённым. Этот случай приходит на память, когда читаешь статью Максима Аникеева «Куда ж нам плыть?» (Литература. № 1. С. 42–45), посвящённую анализу учебника и методических пособий по литературе для 9-го класса по программе под […]

Катерина: «Отчего люди не летают?» (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского)Катерина: «Отчего люди не летают?» (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского)

Островский внес свой вклад в разработку образа русской женщины. Его героини в полном соответствии с уже установившейся традицией изображены как сильные, цельные натуры, которые оказываются нравственно выше слабых, неуверенных, сомневающихся героев. Это и Катерина ("Гроза"), и Лариса ("Бесприданница"), которые не могут жить в мире зла, лукавить, лицемерить, обманывать. Им надо жить "по душе", по совести, […]

Вопросы и ответы к драме А. Н. Островского «Гроза» (№1)Вопросы и ответы к драме А. Н. Островского «Гроза» (№1)

Где и когда происходит действие драмы "Гроза"? Какие явления русской жизни в ней отражены? Назовите главных действующих лиц пьесы. Кто кому противопоставлен? Речь идет о борьбе поколений "отцов" и "детей" или о противопоставлении психологии, взглядов, убеждений?

Творческий путь А. Н. ОстровскогоТворческий путь А. Н. Островского

Описание событий в романах и других произведениях А. Н. Островского продолжало традиции Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Он создал национальную драматургию, открыв новых героев и новые конфликты, отражавшие коллизии современной российской действительности. Островский обогатил жанровую палитру русского театра. Им написаны комедии ("Не все коту масленица", "Правда - хорошо, а счастье лучше"), психологические драмы ("Последняя жертва", "бесприданница"), социально-бытовые […]

Система образов в пьесе «Гроза» А. Н. ОстровскогоСистема образов в пьесе «Гроза» А. Н. Островского

Своеобразие "Грозы" состоит в том, что в ней далеко не все действующие лица связаны друг с другом в сюжетном отношении. Так, например, Дикой никакого видимого отношения к Катерине не имеет, подробные рассказы о его самодурстве по старым эстетическим нормам могли бы показаться липшими. Но и он, и другие внесюжетные персонажи (как Феклуша, например) были совершенно […]

Вопросы и ответы ко второму действию пьесы А. Н. Островского «Снегурочка»Вопросы и ответы ко второму действию пьесы А. Н. Островского «Снегурочка»

В чем мудрый царь видел причину, по которой Ярило сердится на его народ? Справка. Ярило - божество славянской мифологии, связанное с плодородием. В честь него обычно устраивались карнавалы, массовые гулянья. Мудрый царь Берендей сразу же понял, что Ярило недоволен тем, что юноши и девушки мало веселятся, что в их среде возникла измена. То, что они […]

“Пучина” Островского и “Дядя Ваня” Чехова: преемственность или заимствование?“Пучина” Островского и “Дядя Ваня” Чехова: преемственность или заимствование?

Когда речь идёт о таких художниках, как Чехов и Островский, проблема влияния, преемственности обычно не ставится. В сознании читателей, зрителей две творческие судьбы, два художественных метода связаны скорее общей ролью в формировании нового театра, нового типа драмы.

Изображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе «Гроза» А. Н. ОстровскогоИзображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе «Гроза» А. Н. Островского

Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Описание событий в романах и других произведениях Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных […]

Карандышев — «Человек самолюбивый, завистливый» (о пьесе «Бесприданница» А. Н. Островского)Карандышев — «Человек самолюбивый, завистливый» (о пьесе «Бесприданница» А. Н. Островского)

Особое место в системе образов пьесы занимает жених Ларисы - Карандышев. Совсем, конечно, разные люди - Паратов и Карандышев, но есть между ними связь. Маленький бедный чиновник хочет казаться "блестящим барином" - таким же, как Паратов: "В кабинете ковер грошовый на стену прибил, кинжалов, пистолетов тульских навешал..." - и т. д.