Category: Салтыков-Щедрин

Анализ сказки «Коняга» М. Е. Салтыкова-ЩедринаАнализ сказки «Коняга» М. Е. Салтыкова-Щедрина

Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина "Коняга" описывает бедственное положение крестьянства в царской России. Образ замученной лошади является устойчивым символом в русской классической литературе. К нему обращался Ф. М. Достоевский в романе "Преступление и наказание". В сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина образ Коняги символизирует стоицизм угнетенного самодержавием народа. Салтыков-Щедрин не жалеет изобразительно-выразительных средств и художественных деталей для создания […]

Темы сочинений по творчеству М. Е. Салтыкова-ЩедринаТемы сочинений по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина

1. Идейный смысл и художественное своеобразие сатирических сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. 2. Особенности жанра сказки у М. Е. Салтыкова-Щедрина. 3. Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. 4. "Сказки" М. Е. Салтыкова-Щедрина как образец социально-политической сатиры.

Замысел романа (о романе «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина)Замысел романа (о романе «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина)

Щедрин работал над романом "Господа Головлевы" несколько лет. Первые его главы сначала печатались в составе цикла "Благонамеренные речи". Это обстоятельство позволяет относить Головлевых к ряду тех сатирических персонажей, которые любят произносить "благонамеренные речи" в защиту "священных принципов" государства, церкви, собственности, семьи, постоянно их нарушая.

М. Е. Салтыков-Щедрин. Краткое изложение текстаМ. Е. Салтыков-Щедрин. Краткое изложение текста

Хотя и не в обычае, чтоб беллетристы вступали в объяснения с своими критиками, но я решаюсь отступить от этого правила, потому что в настоящем случае речь идет не о художественности выполнения, а исключительно о правильности или неправильности тех отношений к жизненным явлениям, которые усмотрены автором напечатанной в «Вестнике Европы» (апрель 1871) рецензии в недавно изданном […]

Вопросы и ответы к повести «История одного города» М. Е. Салтыкова-ЩедринаВопросы и ответы к повести «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина

1. Что объединяет деятельность всех градоначальников в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина? В "Описи градоначальникам" М. Е. Салтыков-Щедрин показывает, что общее в их деятельности - разорение и притеснение народа, под какими бы лозунгами это не происходило. Каждый из них "делал поход против недоимщиков", "обложил в свою пользу жителей данью". Органчик управлял с помощью двух […]

Основные темы и проблемы сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. Краткое изложение текстаОсновные темы и проблемы сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. Краткое изложение текста

Сказки приходят к нам из глубины народной жизни. Они передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, немного изменяясь, но сохраняя свой основной смысл. Сказки — итог многолетних наблюдений. В них комическое сплетается с трагическим, широко используется гротеск, гипербола (художественный прием преувеличения) и удивительное искусство эзопова языка. Эзопов язык — аллегорический, иносказательный способ выражения […]

О сатирическом цикле «Помпадуры и помпадурши» М. Е. Салтыкова-ЩедринаО сатирическом цикле «Помпадуры и помпадурши» М. Е. Салтыкова-Щедрина

После закрытия "Современника" (1866) Салтыков-Щедрин перешел в преобразованные "Отечественные записки", которые начал редактировать Некрасов. В этом журнале были опубликованы все произведения сатирика 70-х - начала 80-х гг., в том числе и сатирический цикл "Помпадуры и помпадурши", начатый ранее. Эти очерки, а также и последующие циклы, называемые иногда общественно-сатирическими романами ("Господа ташкентцы", 1869-1872, "Дневник провинциала в […]

Нужен ли в наше время Салтыков-Щедрин?Нужен ли в наше время Салтыков-Щедрин?

Не делая обычного вступления, отвечаю на вопрос, поставленный в теме сочинения: нет сомнения, нужен. Его называли в свое время "прокурором русской общественной жизни". "Я благоговею перед Салтыковым..." - говорил Т. Г. Шевченко. "Какая суровость! Какие глаза судьи! Какая за всем этим чувствуется особенная, твердая, подлинная доброта! Это лицо подвижника" (А. В. Луначарский).

Тест по творчеству М. Е. Салтыкова-ЩедринаТест по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина

1. Какой главный прием использует М. Е. Салтыков-Щедрин для создания сатирического образа города Глупова? А. Гротеск Б. Сравнение В. Метафора

Что делает Иудушку Головлева «вечным типом» (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».). Краткое изложение текстаЧто делает Иудушку Головлева «вечным типом» (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».). Краткое изложение текста

Тип пустослова (Иудушки Головлева) — художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. До этого в русской литературе, у Гоголя, Достоевского, встречались образы, отдаленно напоминающие Иудушку, но это лишь легкие намеки. Ни до, ни после Салтыкова-Щедрина никто не сумел изобразить образ пустозвона с такой силой и обличительной ясностью. Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде, гениальная находка […]