Мариупольский могильник



Нынешний житель Мариуполя не представляет себе жизнъ города без труб, взявших его в кольцо. А если бы досужий прохожий спросил : "что было на месте, скажем, "Азовстали"?"- не каждый горожанин ответил бы на этот вопрос. В первой половине 19 столетия эти земли принадлежали помещику Косоротову и весь полуостров называли Косоротовкой, а позднее здесь были поселки Бузиновка и Остров в устье Кальмиуса, над морем стояла Довгождановка, а над речкой - Успеновка. Но необычная картина открылась строителям "Азовстали" в 1930 году. Уже снят чернозем на глубину до полуметра под первую домну. И вдруг под лопатами землекопов на фоне желтой глины стало проявляться красное пятно. Работник Новотрубного завода, любитель старины Г. Ф.Кравец расчистил красноватую массу. Под ней открылся человеческий костяк с украшениями. Г. Ф.Кравец известил о находке работников музея, которые сообщили о необычном событии в Киев.



В Мариуполь приехал профессор Н. Е. Макаренко и мгновенно оценил ситуацию. Началась сложная, лихорадочная работа по изучению редчайшего памятника, оставленного древними обитателями Северного Приазовья. К чести строителей "Азовстали", ученому были созданы все условия для исследовательской работы. Раскопки красного пятна шли до изнеможения-целыми днями, без выходных - ведь пятно растянулось на 28 метров длиной и 2 шириной и содержало более 120 костяков, причем некоторые из них залегали в 4 яруса. Председатель Мариупольского окрисполкома и окрплана Кузаятов, администрация строительства завода: главный инженер Ф. И.Яковлев, инженеры Л. Б.Повереный, В. И.Штангей, В. Т. Кизенко, мастер П. С.Литвиненко, работники машинного треста Г. С.Стебловский, Я. Д.Пилипченко, А. А.Куцов, С. Е.Бондаренко, В. Т.Ермолаенко, В. А.Малый предоставляли в распоряжение экспедиции свои руки, свободное время, средства и материалы. И хоть прошли десятилетия, мы с благодарностью вспоминаем имена этих достойных людей. Принимали участие в работе и сотрудники музея: директор И. П.Коваленко, заведующие отделами Н. С.Коваленко и Н. П.Егорова, жена ученого А. С.Федорова-Макаренко.



Раскопки продолжались с 10 августа по 15 октября1930 года. Постепенно раскрывалась грандиозная картина неповрежденного временем и людьми могильника. В яме красного цвета, ориентированной по линии север-юг, были уложены вытянутые костяки людей головой на восток или запад. Истлевшая одежда умерших была украшена пластинками, вырезанными из клыков грозного дикого кабана - их найдено около 440, - низками бусинок из перламутра, кости. Два маленьких обломка посуды не позволяли определить время захоронения. Но ведь были ещё и каменные орудия труда, редкие украшения из порфирита, гешира, горного хрусталя. И уж полной неожиданностью были погребения с символами власти - каменными булавами. Уже через 2 недели после начала раскопок Н. Е.Макаренко смог продатировать могильник на редкость точно - эпоха новокаменного века, 3,5 -4 тысячи лет до н. э.



А памятник не уставал удивлять исследователей: сбоку от траншеи были найдены 2 "каменных ящика", где лежали погребенные с поджатыми ногами, одно из погребений - парное; а ещё - погребение с медными бусинами и браслетами и даже погребения совершенное по обряду трупосожжения! Последние погребения явно не вписывались в уже сложившуюся картину могильника.



Важным событием для раскопок было и проведение редкой операции по вырезке двух погребений вместе с грунтом и доставка их в музей в нетронутом виде.



Достаточно сказать, что вес вырезок составил 1,5- 2 тонны. Их сейчас можно видеть в музее. Здесь же хранятся и находки из могильника, и фотоматериалы. Особенно интересовал исследователя вопрос: а где же жили люди, оставившие могильник? Кажется, разгадка была рядом: в 250 метрах от могильника были западины в земле, напоминающие остатки древних жилищ. Осуществить их раскопки осенью 1930 года не удалось, а к весне 1931 года здесь уже стояла кочегарка. Н. Е Макаренко допускал, что жилища могли быть и в дельте Кальмиуса или поставлены на сваях в болотистой долине речки. На мысу левого берега Кальмиуса, у Терновой балки, было найдено древнее поселение, в урочище Окопы-городище (укрепленное поселение), на склоне 12 курганов, над речкой - землянки 17-18 веков. При строительстве заводов был срыт ещё один могильник и группа курганов с погребениями 12-13 веков. Так что мыс был заселён в разные эпохи, но самыми ранними поселенцами здесь были люди, оставившие могильник 6 тыс. лет тому назад.



Уже современники оценили значение Мариупольского могильника. Учитель Н. Е. Макаренко, А А. Спицын, писал: "Ваш Мариупольский могильник - поразительное открытие, от которого я хожу уже несколько дней сам не свой... Ка-кие из этого всего выйдут последствия, даже представить нельзя. Придется пересмотреть с новой точки зрения все наши древние культуры". Сам Николай Емельянович хорошо осознавая свою ответственность за столь интересный памятник, сразу же приступил к обработке научных данных. Уже к ноябрю 1931 года была готова книга "Маріюпільський могильник" с полным описанием находок и 160 иллюстрациями, а в 1934 году информацию Н. Е.Макаренко о могильнике поместил финский научный журнал. Название "Мариуполь" приобрело вес среди археологов. Интересно, что материалы могильника демонстрируются в музеях Донецка, Луганска, Москвы.



Долгое время Мариупольский могильник стоял как бы особняком, не имея себе равных на юге Русской равнины. Подобие изделиям из могильника Н. Е.Макаренко находил в Европе - в Швейцарии, в Венгрии, на востоке - в Поволжье, Сибири и даже Китае. В начале 1950 годов А. Д.Столяр указал на связь Северного Приазовья с памятниками низовьев Днепра и Кавказа. В 1959 году, после открытия серии подобных могильников в Надпорожье, находки из Мариуполя были включены в состав днепро-донецкой культуры, носители которой обитали на реках Северский Донец и Днепр в Украине и Белоруссии.



Киевский археолог Д. Я.Телегин полагал, что переселенцы из лесостепной зоны проникли на берега Азовского моря, а в середине 4 тысячелетия до н. э. их отсюда вытеснили пришельцы-степняки. Последние захоронили возле могильника на Кальмиусе своих сородичей в каменных ящиках и с медными украшениями. В 1991 году в Киеве вышла книга-обобщение Д. Я.Телегина "Неолитические могильники Мариупольского типа". Есть и другая оценка материалов могильника - древние поселенцы Северного Приазовья составляли отдельный народ, который расселился из наших краёв на Средний Дон и Северский Донец.



В наши дни ни одна историческая энциклопедия не обходится без упоминания Мариупольского могильника. Не обошлась и "Энциклопедия доисторических культур", которая вышла впервые в Париже в 1969 году, а позже была переиздана в Варшаве в 1981 году, французским археологом М. Брезийоном. И здесь мы находим статью о Мариупольском могильнике. Богатый материал могильника дает повод к размышлениям и оценкам все новым поколениям исследователей древностей.



referator. com. ua


 
Как скачать бесплатное сочинение? Жми и сохраняй . И ссылка на это сочинение; Мариупольский могильник уже в твоих закладках.
Вперед:
Назад:
Дополнительные сочинения по данной теме

  • О дружбе

  • О, дружба! Кто тебя не знает, Не знает тот и красных дней. Н. Карамзин У дружбы много крыльев, но закон у нее один - верность. А. Макаренко Дружба, друзья - эти слова обозначают одно из самых замечательных явлений нашей жизни. Известный философ Ф. Ларошфуко сказал, что дружба - "самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости". Умение дружить свидетельствует о высоких человеческих качествах. К таким качествам, как справедливо отметил выдающийся педагог А. Макаренко, относится прежде
  • Реализация идей трудового воспитания А. С. Макаренко на современном этапе в рамках социального проектирования

  • Реализация идей трудового воспитания А. С.Макаренко на современном этапе в рамках социального проектирования. Трудовому воспитанию молодого поколения в России уделялось и уделяется достаточно большое внимание. Связь трудового воспитания с социальными условиями жизни общества и коллектива особенно характерно для педагогических трудов А. С.Макаренко. Его труды и в настоящее время не утратили своей актуальности. «Воспитание в труде» - невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия
  • Экскурсия в Исторический музей (сочинение-рассказ) (Второй вариант)

  • Каждому любознательному человеку хочется побольше узнать о прошлом, таком далеком и загадочном. Исторический музей - как раз то место, где можно перенестись в удивительный мир прошлого. Недавно мы с одноклассниками побывали в нашем Историческом музее. Сначала я обратила внимание на бивни мамонта, я даже представить себе не могла, какими они могут быть огромными. Не меньшее впечатление производят клыки саблезубого тигра, С интересом рассматривала я и разнообразные орудия труда древних людей. Войдя в следующий
  • Батьківський всеобуч

  • Інформація про проведення батьківських зборів 30 січня 2013 року в 11 - Б класі. В 11-Б класі 20 учнів, 19 сімей. На батьківських зборах 30 січня були присутні 70% батьків та 80% учнів. Батьківські збори проводилися спільно з учнями, де розглядалися такі питання: підсумки навчально-виховного процесу протягом першого семестру та педагогічний всеобуч з батьками на тему: "Методи виховання: слово як засіб виховання". Форма проведення: година спілкування. Методи: ілюстративний, словесний, практичний. Обладнання: естетично оформлена
  • Мудрые мысли и афоризмы о воспитании

  • Детство не должно быть постоянным праздником - если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда. Сухомлинский В. А. Гораздо легче стать отцом, чем остаться им. Ключевский В. О. Один отец значит больше, чем сто учителей. Герберт Д. Детей воспитывать трудно, потому что ничто человеческое им не чуждо. NN Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми. Оскар Уайльд Растите детей ваших в добродетели: только она одна и может дать счастье. Бетховен Лучшее, что мы
  • Алексей Иванович

  • Недавно, готовя цикл телевизионных передач «Писатели детства», я перечитал все доступные мне его сочинения, включая записные книжки, воспоминания о нём, говорил с людьми, его знавшими… Но так и не нашёл точного ответа на вопрос: почему Алексей Иванович Еремеев, с таким упорством подписывавший свои произведения псевдонимом “Л. Пантелеев”, с раздражением поправлял тех, кто обмолвившись называл его “Леонидом Пантелеевым”? И тем более, почему он за этот псевдоним всё же держался?! Появились только
  • Здорова дитина – здорове суспільство

  • "Здоров'я дорожче золота" - У. Шекспір. Це найголовніша складова нашого життя. Без нього Ми - ніхто. Хворій людині не потрібні гроші. А можливо на ліки? - Так! Та не все можна купити! Можна бути здоровим фізично, але морально та духовно - страждати. Ми вважаємо, що суспільство Нашої країни має бути здоровим - фізично, морально, духовно, соціально! Хочеться, щоб в нашій країні поняття "ЗДОРОВ'Я" та "СУСПІЛЬСТВО" стали тотожними. Адже не буде повноцінного суспільства,