Николай Васильевич Гоголь



ГОГОЛЬ Николай Васильевич (1809 — 1852), рус. писатель. Лит. известность Г. принёс сб. "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831 — 32), насыщенный укр. этногр. и фольклорным материалом, отмеченный романтич. настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сб-ков "Миргород" и "Арабески" (оба 1835) открывают реалистич. период творчества Г. Тема униженности "маленького человека" наиболее полно воплотилась в пов. "Шинель" (1842), с к-рой связано становление натурольной школы.

Гротескное начало "петерб. повестей" ("Нос", "Портрет" и др.) получило развитие в комедия "Ревизор" (пост. 1836) как фантасмагория чиновничье-бюрократич. мира. В поэме-романе "Мёртвые души" (1-й том — 1842) сатирич. осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека. Религ.-публицистич. кн. "Выбранные места из переписки с друзьями" (1847) вызвала критич. письмо В. Г. Белинского. В 1852 Г. сжёг рукопись 2-го тома "Мёртвых душ". Г. оказал решающее влияние на утверждение гуманистич. и демокр. принципов в рус. лит-ре.

Биография

Родился 20 марта (1 апреля н. с.) в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий.

После домашнего образования Гоголь провел два года в Полтавском уездном училище, затем поступил в Нежинскую гимназию высших наук, созданную по типу Царскосельского лицея для детей провинциального дворянства. Здесь учился играть на скрипке, занимался живописью, играл в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая "пресекать неправосудие".

После окончания Нежинской гимназии в июне 1828 в декабре отправился в Петербург с надеждой начать широкую деятельность. Службу получить не удалось, первые литературные пробы оказались неудачными. Разочаровавшись, летом 1829 уехал за границу, но скоро возвратился. В ноябре 1829 получил место мелкого чиновника. Серая чиновничья жизнь скрашивалась занятиями живописью в вечерних классах Академии художеств. Кроме того, властно влекла к себе литература.

В 1830 в журнале "Отечественные записки" появилась первая повесть Гоголя "Басаврюк", впоследствии переработанная в повесть "Вечер накануне Ивана Купала". В декабре в альманахе Дельвига "Северные цветы" напечатана глава из исторического романа "Гетьман". Гоголь сблизился с Дельвигом, Жуковским, Пушкиным, дружба с которым имела большое значение для развития общественных взглядов и литературного таланта молодого Гоголя. Пушкин ввел его в свой круг, где бывали Крылов, Вяземский, Одоевский, художник Брюллов, дал ему сюжеты для "Ревизора" и "Мертвых душ". "Когда я творил, — свидетельствовал Гоголь, — я видел перед собой только Пушкина... Мне дорого было его вечное и непреложное слово".

Литературную известность Гоголю принесли "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831 — 32), повести "Сорочинская ярмарка", "Майская ночь" и др. В 1833 пришел к решению посвятить себя научной и педагогической работе и в 1834 был назначен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. Изучение трудов по истории Украины легло в основу замысла "Тараса Бульбы". В 1835 оставил университет и целиком отдался литературному творчеству. В том же году появился сборник повестей "Миргород", куда вошли "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий" и др., и сборник "Арабески" (на темы петербургской жизни). Повесть "Шинель" была самым значительным произведением петербургского цикла, в черновом варианте прочитана Пушкину в 1836, а закончена в 1842. Работая над повестями. Гоголь пробовал свои силы и в драматургии. Театр представлялся ему великой силой, имеющей исключительное значение в общественном воспитании. В 1835 был написан "Ревизор" и уже в 1836 поставлен в Москве с участием Щепкина.

Вскоре после постановки "Ревизора", затравленный реакционной печатью и "светской чернью", Гоголь уехал за границу, поселившись сначала в Швейцарии, затем в Париже, продолжал работу над "Мертвыми душами", начатую в России. Известие о гибели Пушкина было для него страшным ударом. В марте 1837 поселился в Риме. Во время приезда в Россию в 1839 — 1840 читал друзьям главы из первого тома "Мертвых душ", который был завершен в Риме в 1840 — 1841.

Вернувшись в Россию в октябре 1841, Гоголь при содействии Белинского и др. добился напечатания первого тома (1842). Белинский назвал поэму "творением, глубоким по мысли, социальным, общественным и историческим".

Работа над вторым томом "Мертвых душ" совпала с глубоким духовным кризисом писателя и прежде всего отразила его сомнения в действенности художественной литературы, что поставило Гоголя на грань отречения от его прежних созданий.

В 1847 издал "Выбранные места из переписки с друзьями", которую Белинский подверг уничтожающей критике в письме к Гоголю, осудив его религиозно-мистические идеи как реакционные.

В апреле 1848 после путешествия в Иерусалим, ко Гробу Господню, окончательно поселился в России. Живя в Петербурге, Одессе, Москве, он продолжал работу над вторым томом "Мертвых душ". Им все сильнее овладевали религиозно-мистические настроения, состояние здоровья ухудшалось. В 1852 начались встречи Гоголя с протоиереем Матвеем Константиновским, фанатиком и мистиком.

11 февраля 1852, находясь в тяжелом душевном состоянии, писатель сжег рукопись второго тома поэмы. 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире на Никитском бульваре.

Гоголь был похоронен на кладбище Данилова монастыря, после революции его прах был перенесен на Новодевичье кладбище.

Гоголь о русском языке

"Перед вами громада - русский язык!.."

Николай Васильевич Гоголь искренне восхищался красотой и богатством русского языка, писал об огромном чувстве ответственности в работе над словом и призывал к серьёзному и бережному обращению с ним. Высказывания писателя о русском языке и художественном слове звучат как напутствие будущим поколениям:

«Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовётся слово британца; легким щёголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово»

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи»

«Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его… Перечитайте все грамматики, какие у нас вышли, перечитайте для того, чтобы увидеть, какие страшные необработанные поля и пространства вокруг вас…»

«Он (русский язык) беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно».

«Надо писать по-русски, надо стремиться к поддержке и упрочению одного, владычного языка для всех родных нам племён»

«Посреди чужеземной жизни нашего общества, так мало свойственной духу земли и народа, извращается прямое, истинное значенье коренных русских слов: одним приписывается другой смысл, другие позабываются вовсе…»

«Обращаться со словом нужно честно»

«Поэт на поприще слова должен быть так же безукоризнен, как и всякий другой на своем поприще… Потомству нет дела до того, кто был виной, что писатель сказал глупость или нелепость, или же выразился вообще необдуманно и незрело… Беда, если о предметах святых и возвышенных станет раздаваться гнилое слово…»

«При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. Его эпитет так отчётист и смел, что иногда один заменяет целое описание, кисть его летает. Поэзия была для него святыня, – точно какой-то храм. Не входил он туда неопрятный и неприбранный…»

«Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль такой ощутительной и выражаться так доступно всем, как Крылов. Поэт и мудрец слились в нём воедино…»

«Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш… этот сияющий, праздничный стих Языкова, влетающий, как луч, в душу; этот облитый ароматами полудня стих Батюшкова…; этот тяжёлый, как бы влачащийся по земле стих Вяземского, проникнутый подчас едкою, щемящей русской грустью – все они, точно разнозвонные колокола…»

«В продолжение многих лет занимаясь русским языком, поражаясь более и более меткостью и разумом слов его, я убеждался более и более в существенной необходимости такого объяснительного словаря, который бы выставил, так сказать, лицом русское слово в его прямом значении, осветил бы ощутительней его достоинство, так часто не замечаемое, и обнаружил бы отчасти самоё происхождение…»

«Не потому, чтобы я чувствовал в себе большие способности к языкознательному делу;… нет! другая побудительная причина заставила меня заняться объяснительным словарем: ничего более, как любовь, просто одна любовь к русскому слову, которая жила во мне от младенчества и заставила меня останавливаться над внутренним его существом и выражением…»

ДУХОВНЫЕ СМЫСЛЫ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ». АНАЛИЗ АССОЦИАТИВНОЙ ПОЭТИКИ

Урок-исследование

Цели урока:

Учебно-познавательная:

Организовать деятельность учащихся по систематизации материала, изученного в процессе самостоятельной работы;

создать условия учащимся для поисково-аналитической деятельности в работе над текстом Н. В. Гоголя.

Развивающая:

Содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, анализ, сопоставление);

создать условия для развития у школьников умения структурировать полученную информацию.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к русской классической литературе на основе исследовательской работы;

создать условия для возможности комментировать и оценивать исследуемый материал.

Оборудование урока:

- иллюстрации (портрет Багратиона, Колокотрони, рисунок к обложке «Мёртвых душ», исполненный самим Н. В. Гоголем) - ;

- музыкальное сопровождение.

Эпиграф к уроку:

…книга писана долго: нужно, чтоб дали

труд всмотреться в неё долго.

Н. В. Гоголь

1. Организационный этап.

2. Актуализация опорных знаний (полнота и осознанность выполненных заданий).

Мотивация познавательной деятельности (степень усвоения учебного материала).

Формулирование учителем целей урока, постановка учебной проблемы.

3. Первичная проверка понимания изученного (проверка понимания того, что является сущностью основного содержания).

4. Закрепление знаний и способов действий (воспроизведение существенных признаков).

5. Обобщение и систематизация знаний (формирование целостной системы знаний, установление внутрипредметных связей).

6. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.

7. Подведение итогов.

8. Рефлексия.

9. Информация о домашнем задании.

I. Предварительная подготовка к уроку

За месяц до урока были созданы следующие группы: 1) историки, 2) иллюстраторы, 3) аналитики, 4) классики-современники, 5) музыковеды, 6) экскурсоводы.

Группе историков нужно было выявить в качестве художественной основы романа богатейшие национальные традиции Руси.

Группа иллюстраторов должна прокомментировать рисунок к обложке «Мёртвых душ», исполненный самим Гоголем, и прочитать в нём прорицание писателя.

Группа аналитиков должна установить признаки духовной смерти личности в других произведениях Н. В. Гоголя.

Классики-современники должны услышать голос А. С. Пушкина и других писателей в поэме, определить степень их влияния на Н. В. Гоголя.

Музыковеды докажут наличие внутренней музыки в романе и право называть его поэмой.

Экскурсоводы проведут нас по Петербургу Пушкина и по Петербургу Гоголя, мы увидим один и тот же город по-разному.

ДУХОВНЫЕ СМЫСЛЫ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ». АНАЛИЗ АССОЦИАТИВНОЙ ПОЭТИКИ

Урок-исследование

(продолжение)

О. В. Редкокашина

г. Белгород

II. Слово учителя

Прочитаем эпиграф к уроку. «…всмотреться долго…». Несомненно, Н. В. Гоголь умеет заставить своего читателя задуматься, учит мыслить, погружает в текст так, что волей-неволей сознание создаёт соответствующие образы и подчиняется магии слова великого писателя.

К сегодняшнему уроку вы подошли с весомым запасом своих наблюдений и, возможно, открытий. Вы, поколение XXI века, пригласите сегодня Н. В. Гоголя в свои собеседники, но ни в коем случае не становитесь ему судьями, хотя сам писатель установил для себя непомерно высокую планку требований: «Я вижу только грозное и правдивое потомство, преследующее меня неотразимым вопросом: « Где же то дело, по которому бы можно было судить о тебе?» И чтобы приготовить ответ ему, я готов осудить себя на всё, на нищенскую и скитающуюся жизнь, на глубокое, непрерываемое уединение, которое отныне я ношу с собою везде…». Мы не оцениваем великий шедевр, а пытаемся рассмотреть в поэме синтез духовных богатств нации, который осуществил в ней писатель. Наряду с «открытым текстом» прочитаем разнообразные образы-символы, созданные Н. В. Гоголем. Это станет стержнем нашего урока, его главной и увлекательной проблемой.

«Велико достоинство художественного произведения, когда оно может ускользать от всякого одностороннего взгляда», - писал по поводу «Мёртвых душ» А. И. Герцен.

Давайте попытаемся захватить своим вниманием это «ускользающее достоинство» поэмы с тем, чтобы расширить и углубить наше первичное представление о загадочно-неисчерпаемом творении Н. В. Гоголя. Оправдаем надежду писателя быть «правдивым поколением», ради которого он обрёк себя на жизнь, лишённую личных земных радостей.

III. В ходе отчёта-выступления каждой группы остальные ребята записывают их выводы и наблюдения в тетрадь и в конце урока оценят группы по выданной каждому таблице

ШКАЛА ДОСТОИНСТВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Содержательность материала(глубина анализа) Информативность(объём материала) Новизна Доступность изложения Творческий подход

Для простоты оценивания выбираем шкалу от 0 баллов до 3 баллов.

Выступает группа историков.

«Вся Русь…»

Когда, начав работу над «Мёртвыми душами», Гоголь писал о своём труде «Вся Русь явится в нём», это была заявка на произведение столь же художественное, сколь и историческое. Мы помним, что изучение прошлого русского народа - от самых его истоков - было предметом научных занятий писателя в период, предшествовавший работе над поэмой. Многочисленные выписки из летописей, византийских хроник и других источников, говорящих о жизни славян и русских в древнейший период их существования, которые сохранились в гоголевских бумагах, относятся к 1834-1835гг. Работа над «Мёртвыми душами» была естественным продолжением этих штудий, только теперь её результаты отливались у него в живую поэтическую форму. Художественный принцип, который позволил Гоголю показать «всю Русь» в сравнительно небольшой по объёму поэме, можно отметить в высказывании писателя: «…история должна из всего рода человеческого сотворить одну единицу, одного человека, и представить биографию этого человека…». Не так ли небольшое число персонажей поэмы представляет собой всю нацию в её наиболее характерных проявлениях? Недаром же Гоголь писал: «Чем более я обдумывал моё сочинение, тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатлелись истинно русские, коренные свойства наши». Там же «не можешь ли прислать мне каталога книг, - пишет он М. П. Погодину в самом начале 1836 г.,- относительно славянщины, истории и литературы…».

Многими важными особенностями своего поэтического строя «Мёртвые души» обязаны трём древнейшим жанрам. Первый из них – это народная песня, второй – пословица, третьим же Гоголь называет «слово» русских церковных пастырей, направленное к высшей, умной трезвости духовной.

Вспомним, что образы помещиков в своей однолинейности и неизменяемости приближены к строю пословицы, поэтому их имена употребляются в нарицательном смысле не менее часто, чем пословицы.

Историческую, фольклорную и литературную традицию вобрал в себя один из ведущих мотивов «Мёртвых душ» - русское богатырство, - играющий роль положительного идеологического полюса в поэме.

Тема богатырства проходит через всю поэму, возникая почти незаметно в первой её главе ( упоминание о «нынешнем времени», «когда и на Руси начинают уже выводиться богатыри») и затем развиваясь до подлинного апофеоза в заключительной главе («Здесь ли не быть богатырю…»).

Гоголь находит глубоко оригинальный способ включить своих богатырей в художественный строй поэмы. Возьмём сцену диалога с Собакевичем.

(Ребята представляют инсценировку фрагмента)

(Показ иллюстрации с портретом Багратиона и Колокотрони)

Можно заключить, что сравнение умерших, подобных Михееву, с людьми, «которые числятся теперь живущими», в соединении со взглядом на портрет Багратиона и Колокотрони представляет собой не что иное, как перифразу известной каждому русскому формулы «Богатыри – не вы!»

Портрет Багратиона (как и портрет Кутузова, висевший в комнате у Коробочки) – это у Гоголя не простая примета эпохи. Они выражают собой ту же тему русского богатырства. Жест Собакевича в сторону Багратиона как бы сводит воедино тему богатырей-тружеников («Милушкин, кирпичник! Мог поставить печь в каком угодно доме. Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнёт, то и сапоги…») и богатырей-воинов, приобщая тем самым первых к «священному преданию», каким уже была память о 1812 годе. Это отчётливо проявляется в словах Чичикова о Степане Пробке: «Пробка Степан, плотник, трезвости примерной. А! вот он, Степан Пробка, вон тот богатырь, что в гвардию годился бы!»

Слово берут иллюстраторы.

Опыт Карамзина – наставника царей, по-видимому, чрезвычайно интересовал Гоголя. Ведь вопросу о том, как говорить истину царям, он посвятил специальную статью «Карамзин» в «Выбранных местах из переписки с друзьями».

«Никто, кроме Карамзина, не говорил так смело и благородно, не скрывая никаких своих мнений и мыслей, хотя они и не соответствовали во всём тогдашнему правительству, – пишет Гоголь, – и слышишь невольно, что он один имел на то право. Какой урок нашему брату писателю!».

Н. В. Гоголь извлёк для себя урок из наследия Карамзина, и его проповедь-прорицание, звучащая со страниц «Мёртвых душ», обращена к царям не в меньшей степени, чем к остальным соотечественникам писателя. Ещё раз это подтверждает рисунок к обложке «Мёртвых душ», исполненный самим Гоголем.

(на каждой парте имеется копия рисунка, он же проецируется на экран)

Обложка эта очень интересна. Прежде всего обращает на себя внимание необычность подобного оформления для времени появления поэмы в печати. Обложки современных Гоголю книг, как правило, отличались строгим изяществом и часто украшались одной рамкой, состоящей из линеек, звёздочек и т. п. Достаточно простыми были и обложки первых книг Гоголя. Поэтому сложный, многофигурный рисунок к «Мёртвым душам» загадочен. Стоит обратить внимание на то, что Гоголь отказался от всяких других иллюстраций (Агина и Бернадского), но счёл возможным поместить на обложке книги свой далеко не профессиональный рисунок.

По основным своим принципам рисунок Гоголя восходит к эстетической системе барокко. Книжное барокко характеризуется так называемыми конклюзиями, представлявшими собой соединение письменных текстов с разного рода аллегорическими изображениями, обычно отличавшимися пышной орнаментальностью. В Россию, как и сама барочная традиция, они пришли с Запада, в первую очередь – с Украины. Надписи в конклюзиях обычно помещались в богато декорированных рамах, что мы видим у Гоголя. Композиции заставок в книгах эпохи барокко часто включали в себя изображение Святого Духа в виде парящего голубка, иногда крест. Реликты этих образов мы находим и в обрамлении слова «Поэма» на гоголевском рисунке. В самом центре рисунка, над буквой «э», отчётливо различимы простёртые крылышки, а ниже – крохотный крестик.

Но художественный язык обложки «Мёртвых душ» не только продолжает традицию, он отражает также и индивидуальные особенности творческого мышления Гоголя. Первое, что бросается в глаза при взгляде на неё, – это большое количество изображений разнообразных бытовых предметов, среди которых мелькают и жанровые сценки. Здесь нам встречаются бутылки, окружённые рюмками, множество разных рыб на блюдах, напоминающих того осетра, которого Собакевич «доехал» «в четверть часа с небольшим». В правой части листа вверху мы видим подгулявшего мужичка с рюмкой в руке, внизу – танцующую пару. Однако не только радости плоти проглядывают в рисунке, но и черепа, а между ними – несколько скелетов.

Как и весь текст гоголевской поэмы, изображения на обложке могут быть прочитаны двояко. В них можно увидеть отдельные реалии её сюжета, а можно – и некие обобщающие символы. И если в блюдах и бутылках мы распознаём обобщение той праздной и бездуховной жизни, которая символизирована писателем в образе масленицы, тогда и эти изображения, и черепа со скелетами предстанут перед нами как две чётко выраженные эмблемы: «Vanitas» («Всё суета») и «Memento mori» («Помни о смерти»).

Обратим внимание на тот скелет, который расположен на чёрном фоне слева, между заглавием и словом «Поэма». Его руки протянуты в сторону центра. Попытавшись разглядеть предмет, к которому тянутся эти костлявые руки, мы обнаруживаем, что завитки над буквами «о» и «э» складываются в некое подобие стула с выгнутыми ножками, не повторяющееся, кстати, в правой половине орнаментальной рамки. И, вспомнив весь комплекс наблюдений, сделанных в связи с темой «уроки царям», мы почти с полной уверенностью сможем заключить, что этот стул есть не что иное, как царский трон.

Тем более интересно заметить, что причудливые завитки над женской головой в крестьянском головном уборе (нижняя деталь рисунка) образуют нечто вроде короны. Слева и справа от слов «Мёртвые души» несколько изображений сапог, а также крестьянский лапоть. Они связаны, несомненно, с тем же мотивом движения, который выражает и тройка в верхней части листа и который наряду с песней (о ней в рисунке напоминают народные музыкальные инструменты) символизирует у Гоголя живую душу русского народа.

Группа аналитиков.

В первый год петербургской жизни Гоголь печатает (под псевдонимом В. Алов) идиллию «Ганц Кюхельгартен», где пытается воплотить в поэтических образах свои представления о жизни и назначении человека.

При всём художественном несовершенстве этого произведения оно интересно тем, что главный психологический мотив, главное жизненное стремление молодого автора выражается его героем в словах, непосредственно перекликающихся с будущим названием поэмы:

…Теперь ужели

Мне здесь душою погибать?

И не узнать иной мне цели?

И цели лучшей не сыскать?

Себя обречь бесславью в жертву?

При жизни быть для мира мертву?

Центральная категория не только гоголевской поэмы, но по существу и всего его творчества – душа – определила собой характеристику человеческой личности уже в первых произведениях писателя. Ничтожность интересов, соединяющих людей, высмеивает Гоголь, изображая провинцию в «Шпоньке», «Повести о том…», «Коляске». В петербургских повестях тема иерархической раздробленности общества и страшного одиночества человека получает трагическое звучание.

Как бы ни были разнообразны отрицательные персонажи Гоголя, у них есть одна общая черта – отсутствие внутренних связей с другими людьми. Складывается единая картина полной духовной дезинтеграции современного писателю общества и неразрывно с ней связанной дезинтеграции личности, её раздробленности.

Наличие души выражает у Гоголя полноценность человека. Пассивное же подчинение силе внешних обстоятельств и антигуманной морали общества писатель рассматривает как духовную смерть личности, или смерть души.

У Гоголя эта тема возникает в сцене появления Чичикова на балу, когда он был полон надежд на интригу с дамой, приславшей ему любовное письмо:

«Он непринужденно и ловко разменялся с некоторыми из дам приятными словами, подходил к той и другой дробным, мелким шагом, или, как говорят, семенил ножками, как обыкновенно делают маленькие старички-щеголи на высоких каблуках, называемые мышиными жеребчиками, забегающие весьма проворно около дам».

В результате подобных наблюдений нельзя не признать, что поэма Гоголя явилась подлинным словом нации о себе самой, вобравшим в себя голоса всех сословий, причем, словом высокопоэтическим.

Вступает группа музыковедов.

В период создания «Мёртвых душ», когда образ родины расширился у Гоголя до пределов всей Руси, он слился у писателя со звуками русских крестьянских напевов. Вспомним фрагмент из одиннадцатой главы «Мёртвых душ»: «Русь! Русь! <…> почему слышится и раздаётся немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу и вьются около моего сердца? Русь! Чего же ты хочешь от меня?»

В словах Гоголя слышится нечто близкое восклицанию Льва Николаевича Толстого: «Чего от меня хочет эта музыка?», вырывавшемуся у него, по словам его сына, когда «музыка волновала его против его воли».

«Шумит вся речевая ткань Гоголя <…> над всей массой текста поднимается глухонапевный шум; я так называю его: ритмы его полувнятны; они глухо волнуют, томя музыкой…», - скажет поэт Андрей Белый в своём исследовании «Мастерство Гоголя».

Сам автор «Мёртвых душ» писал в 1846 году: «Благозвучие не так пустое дело, как думают те, которые незнакомы с поэзией. <…> Оно так же бывает нужно, как во храме куренье кадильное, которое уже невидимо настрояет душу к слышанью чего-то лучшего ещё прежде, чем началось самое служение».

Гоголь правдивое выражение души народа находил в его песнях, где звучали и тоска, и горе, и богатырская удаль. Следует обратить внимание на стилистическую манеру изложения крестьянских биографий.

«Чай все губернии исходил с топором за поясом <…>где-то носят вас теперь ваши быстрые ноги?<…> и ты переезжаешь себе из тюрьмы в тюрьму <…> Там-то вы наработаетесь, бурлаки! И дружно, как прежде гуляли и бесились, приметесь за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню».

(Звучит в записи солдатская песня 1812 года)

Внутренняя музыка этого произведения придаёт цельность всему сложному художественному организму «Мёртвых душ» и ещё раз подтверждает его право называться поэмой.

Завершают наше исследование экскурсоводы.

Очень важен в концепции «Мёртвых душ» ещё один образ, написанный по «пушкинским следам». Это образ Петербурга из Повести о капитане Копейкине. Идея образа становится очевидной при сопоставлении картины гоголевского Петербурга со строками Вступления к «Медному всаднику».

У Пушкина город показан как олицетворение государственного дела Петра, символ величии и мощи России, – у Гоголя он олицетворяет прежде всего антинародную и антинациональную бюрократическую машину Российской империи. Живописание Петербурга намеренно передано автором «низменному» рассказчику, чья косноязычная речь выступает как пародийное искажение торжественного слога Вступления к «Медному всаднику». Вторая особенность рассказчика Повести – его провинциализм, который создаёт эффект отчужденности, выступающий как антитеза слитности пушкинского повествователя с объектом своего рассказа.

Русская государственность не противостояла в сознании Пушкина его личному ощущению. И если он не ладил с царями, то как раз потому, что его шестисотлетнее дворянство давало ему право определённого равенства с ними. И его авторское «я» сливается с величественным пейзажем города:

…я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла…

Те же объекты для гоголевского повествователя – чуждые, не совсем понятные и потому отчасти страшные:

«Вдруг какой-нибудь этакой, можете представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховая, чорт возьми! Или там эдакая какая-нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой-нибудь в воздухе…».

Если Пушкин созерцает «громады улиц» из своего окна, Петербург Повести показан обратным образом: он рассматривается с улицы, сквозь стёкла чужих окон, бездомным и голодным человеком:

«…стеклушки в окнах, можете себе представить, полуторасаженные зеркала, так что вазы и все, что там ни есть в комнатах, кажутся как бы внаруже: мог бы, в некотором роде, достать с улицы рукой…»; « Пройдёт ли мимо Милютинских лавок: там из окна выглядывает, в некотором роде, семга эдакая…».

В то время как эмоциональный фон пушкинской картины города определяется «Люблю», – Петербург Гоголя окружен атмосферой враждебности человеку:

«Понатолкался было нанять квартиры, только все это кусается страшно…»; «Один швейцар уже смотрит генералиссимусом <...>как откормленный жирный мопс какой-нибудь…»; «…арбуз-громадище <…>высунулся из окна и, так сказать, ищет дурака, который бы заплатил сто рублей».

Так образ Петербурга выражает убеждение Гоголя в том, что « власть государя явленье бессмысленное, если он не почувствует, что должен быть образом божиим на земле».

IV.

После завершения выступлений групп учитель обобщает все наблюдения учащихся-исследователей и резюмирует.

На фоне поэтических образов А. С. Пушкина Н. В. Гоголь ослепительно ярко представил всю страшную тину повседневных мелочей, опутавших жизнь общества. Значение Гоголя для общества и литературы замечательно сформулировал Чернышевский: «Он пробудил в нас сознание о нас самих». В программном стихотворении Некрасова «Поэт и гражданин» (1856) находим перекличку с самой установкой Гоголя на оживление человеческих душ силой поэтического слова:

Не верь, что не имущий хлеба

Не стоит вещих струн твоих!

Не верь, чтоб вовсе пали люди;

Не умер бог в душе людей…

Художественный космос Гоголя, какими бы отталкивающими явлениями он ни был наполнен, сохраняет в себе идею мировой гармонии.

V. Учитель просит учащихся ещё раз просмотреть свои записи, сделанные в течение урока, добавить, если необходимо, уточнения и сдать на проверку свои тетради.

VI. В качестве рефлексии каждый учащийся заполняет ШКАЛУ ДОСТОИНСТВ, имея тем самым возможность оценить свою подготовленность и подготовленность своих товарищей.

VI. Домашнее задание после масштаба проделанной работы не даётся.


 
Как скачать бесплатное сочинение? Жми и сохраняй . И ссылка на это сочинение; Николай Васильевич Гоголь уже в твоих закладках.
Вперед:
Назад:
Дополнительные сочинения по данной теме

  • Николай Васильевич Гоголь. Краткое изложение текста

  • Проза Мёртвые души. Том первый История создания поэмы "Мертвые души" Художественный мир Гоголя Анализ текста Сюжет, композиция и жанр "Мертвых душ" История прокурора В чем суть аферы Чичикова? Критика о поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души" В. Г. Белинский А. И. Герцен Д. Н. Овсянико-Куликовский Темы сочинений по творчеству Н. В. Гоголя Гоголь Николай Васильевич. Биография Гоголь о русском языке ДУХОВНЫЕ СМЫСЛЫ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ». АНАЛИЗ АССОЦИАТИВНОЙ
  • Мини текст на тему мой любимый писатель небольшой если можно

  • Мой любимый автор — это русский классический писатель Николай Гоголь. Я люблю читать его рассказы из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». В них есть неподражаемый юмор, смешные персонажи, загадки и таинственность. В рассказах Гоголя, например, «Сорочинской ярмарке», «Пропала грамота», «Ночи перед Рождеством», соседствуют правда и сказки, народные поверья и легенды. Рядом с людьми у Гоголя действует нечистая сила, но она забавная. Черти даже ведут себя, как люди: один
  • Художественные особенности творчества Гоголя

  • Гоголь начал свою творческую деятельность как романтик. Однако он обратился к критическому реализму, открыл в нем новую главу. Как художник-реалист, Гоголь развивался под благородным влиянием Пушкина, но не был простым подражателем родоначальника новой русской литературы. Своеобразие Гоголя было в том, что он первым дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России и "маленького человека", жителя петербургских углов. Гоголь был гениальный сатирик, бичевавший "пошлость пошлого человека", предельно обнажавший общественные противоречия современной ему русской действительности. Социальная направленность
  • Николай Васильевич Гоголь

  • Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в Полтавской губернии, в Больших Сорочинцах Миргородского уезда, давшего впоследствии название циклу рассказов и повестей писателя. Его отец был комедиографом и будущий автор "Ревизора" развивал в себе эстетическое чувство, наблюдая домашние спектакли в имении одного из родственников Гоголей, имевшего к тому же великолепную библиотеку. Полтавское уездное училище, а главное "Гимназия высших наук" в Нежине очень быстро раскрыли художественные склонности юного
  • Из красной свитки — в шинель

  • Одежда в раннем творчестве Н. В. Гоголя Во время учения в гимназии Гоголь увлёкся театром. В жизни подростка появились театральные костюмы и театральная игра… Кроме театра, увлечения чтением и живописью в гимназии стали приходить Гоголю мысли о грядущем поприще. Хотя поприще поприщем, а молодому человеку хочется не только что-то собою представлять, но и самым наилучшим образом — выглядеть. “Позволь ещё тебя попросить об одном деле: нельзя ли заказать у вас в Петербурге
  • Чем может быть интересна современному читателю книга Гоголя?

  • В самом начале 1847 года вышла в свет книга Н. В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». Неожиданная для тех, кто не знал об усилении религиозных настроений писателя, она породила множество толков и слухов. Читатели (как частные лица, так и литераторы) в большей их части не приняли книгу, что болезненно поразило автора. В современном литературоведении и ход работы Гоголя над «Выбранными местами», и рецепция их в более поздней литературе
  • Вопросы и ответы к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (№2)

  • 1. По какому плану Н. В. Гоголь строит характеристику помещиков в поэме "Мертвые души"? Общий вид усадьбы, состояние хозяйства, господский дом и интерьер его, портрет и характеристика помещика, реакция на предложение Чичикова. 2. Какова последовательность в изображении деградации помещиков в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"? Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. 3. Какую роль играет мотив дороги в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"? Является связующим звеном сюжета, усиливает динамизм поэмы, объединяет время и пространство. 4.