О творчестве Н. В. Гоголя. Отношение к театру



У истоков "золотого века" русской литературы стоят три крупнейшие фигуры - А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь. Каждый из них открывал определенную грань этой литературы. Так, Пушкин осмыслял своеобразие национального русского характера; Лермонтов обнажал внутренние противоречия человеческой души; Гоголь преимущественно исследовал низшие, "приземленные" сферы действительности, или, по его же словам, "дрязги жизни".

Впрочем, в книгах Гоголя обнаруживается немало точек соприкосновения с творческими установками его великих современников. Подобно своему старшему товарищу Пушкину, он с сочувствием изображал "маленького человека", страдающего от враждебности окружающего мира, и с откровенным любованием живописал богатые некнижной мудростью народные типы. Вместе с тем, будучи представителем последекабристского поколения, Гоголь испытывал родственные Лермонтову чувства тоски по идеалу и неудовлетворенности современностью. Этими чувствами определялись два направления развития гоголевской прозы.

В русле первого создавались произведения, проникнутые духом романтики (сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки", повесть "Тарас Бульба" и др.); в русле второго - художественные тексты, обличавшие те изъяны личности и общества, которые делают жизнь негуманной, недостойной человека (сборник "Петербургские повести", роман "Мертвые души"). Однако неверно было бы думать, будто данные направления существовали независимо друг от друга. Показательным примером их тесного переплетения может служить сборник "Миргород", под обложкой которого были собраны овеянные романтикой истории из прошлого украинского народа и повести, изображавшие удручающую скуку современной писателю провинциальной жизни. Да и в других гоголевских произведениях мы часто наблюдаем, как жестокая критика общественных нравов соединяется с задушевными романтическими описаниями или невероятными фантастическими происшествиями.

Общей мировоззренческой почвой обоих направлений была твердая вера писателя в духовное возрождение человека. Высмеивая глупые несообразности обыденного существования, настойчиво показывая, по словам Пушкина, "пошлость пошлого человека", Н. В. Гоголь искренне надеялся подвигнуть читателей к самосовершенствованию, которое бы позволило им избавиться от отравляющего жизнь "бесчеловечья". Будучи глубоко религиозным человеком, он считал, что такое самосовершенствование должно осуществляться на основе христианской морали. Обратить современников к этой морали, пробудить в обществе потребность в самовоспитании - вот в чем видел свое писательское предназначение Н. В. Гоголь.

Особенно широкими возможностями воздействия на публику, по его мнению, обладала театральная сцена. "Театр ничуть не безделица, - уверял писатель, - и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображенье то, что в нем может поместиться вдруг толпа из пяти-шести тысяч человек и что вся эта толпа, ни в чем не сходная между собою, разбитая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясеньем, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра".

Интерес к сценическому действу у Гоголя проснулся еще в детские годы. Отчасти - под влиянием знакомства с украинским народным театром, вертепом. Но в первую очередь - благодаря отцу, который сам сочинял комедии на украинском языке, сам ставил их в домашнем театре своего дальнего родственника и влиятельного покровителя Д. П. Трощинского и сам же играл в них главные роли. Будущий писатель унаследовал от отца не только пристрастие к театру, но и способность к сценическому перевоплощению.

Эти склонности сполна проявились в годы обучения в Нежинской гимназии высших наук, где Николай был одним из заправил ученического театра, выступая в качестве автора пьес, режиссера, оформителя декораций и актера. Ему доставались преимущественно комические роли, которые он исполнял так, что публика покатывалась со смеху. Ободренный успехом на гимназической сцене, Гоголь после переезда в Петербург предпринял попытку стать актером. Явившись к директору Императорских театров князю Гагарину, он изъявил желание поступить на сцену и тотчас же был направлен на испытание к авторитетному знатоку актерского искусства, однако, вопреки ожиданиям, с экзаменом не справился. Трудно сказать, что сыграло решающую роль - сильное смущение экзаменуемого или предубежденность экзаменатора, предпочитавшего естественной и простой манере чтения Гоголя старомодную, во многом искусственную декламацию, - но только испытание обернулось для молодого человека полным провалом. Приговор экзаменатора гласил, что у прослушанного им претендента в актеры нет "решительно никаких способностей для театра" и что его можно использовать в спектакле "разве что на выход" (так на театральном языке назывались люди, которым поручалось на сцене выносить письма, подавать стулья и совершать прочие "подсобные" действия). Забавно, что спустя каких-нибудь пять-шесть лет после упомянутого приговора "забракованный" для театра писатель, уже прославивший свое имя книгами "Вечера на хуторе близ Диканьки" и "Миргород", написал гениальную комедию "Ревизор", которая произвела настоящий взрыв на русской сцене.


 
Как скачать бесплатное сочинение? Жми и сохраняй . И ссылка на это сочинение; О творчестве Н. В. Гоголя. Отношение к театру уже в твоих закладках.
Вперед:
Назад:
Дополнительные сочинения по данной теме

  • Николай Васильевич Гоголь. Краткое изложение текста

  • Проза Мёртвые души. Том первый История создания поэмы "Мертвые души" Художественный мир Гоголя Анализ текста Сюжет, композиция и жанр "Мертвых душ" История прокурора В чем суть аферы Чичикова? Критика о поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души" В. Г. Белинский А. И. Герцен Д. Н. Овсянико-Куликовский Темы сочинений по творчеству Н. В. Гоголя Гоголь Николай Васильевич. Биография Гоголь о русском языке ДУХОВНЫЕ СМЫСЛЫ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ». АНАЛИЗ АССОЦИАТИВНОЙ
  • Николай Васильевич Гоголь

  • Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в Полтавской губернии, в Больших Сорочинцах Миргородского уезда, давшего впоследствии название циклу рассказов и повестей писателя. Его отец был комедиографом и будущий автор "Ревизора" развивал в себе эстетическое чувство, наблюдая домашние спектакли в имении одного из родственников Гоголей, имевшего к тому же великолепную библиотеку. Полтавское уездное училище, а главное "Гимназия высших наук" в Нежине очень быстро раскрыли художественные склонности юного
  • Мини текст на тему мой любимый писатель небольшой если можно

  • Мой любимый автор — это русский классический писатель Николай Гоголь. Я люблю читать его рассказы из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». В них есть неподражаемый юмор, смешные персонажи, загадки и таинственность. В рассказах Гоголя, например, «Сорочинской ярмарке», «Пропала грамота», «Ночи перед Рождеством», соседствуют правда и сказки, народные поверья и легенды. Рядом с людьми у Гоголя действует нечистая сила, но она забавная. Черти даже ведут себя, как люди: один
  • Из красной свитки — в шинель

  • Одежда в раннем творчестве Н. В. Гоголя Во время учения в гимназии Гоголь увлёкся театром. В жизни подростка появились театральные костюмы и театральная игра… Кроме театра, увлечения чтением и живописью в гимназии стали приходить Гоголю мысли о грядущем поприще. Хотя поприще поприщем, а молодому человеку хочется не только что-то собою представлять, но и самым наилучшим образом — выглядеть. “Позволь ещё тебя попросить об одном деле: нельзя ли заказать у вас в Петербурге
  • Художественные особенности творчества Гоголя

  • Гоголь начал свою творческую деятельность как романтик. Однако он обратился к критическому реализму, открыл в нем новую главу. Как художник-реалист, Гоголь развивался под благородным влиянием Пушкина, но не был простым подражателем родоначальника новой русской литературы. Своеобразие Гоголя было в том, что он первым дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России и "маленького человека", жителя петербургских углов. Гоголь был гениальный сатирик, бичевавший "пошлость пошлого человека", предельно обнажавший общественные противоречия современной ему русской действительности. Социальная направленность
  • Чем может быть интересна современному читателю книга Гоголя?

  • В самом начале 1847 года вышла в свет книга Н. В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». Неожиданная для тех, кто не знал об усилении религиозных настроений писателя, она породила множество толков и слухов. Читатели (как частные лица, так и литераторы) в большей их части не приняли книгу, что болезненно поразило автора. В современном литературоведении и ход работы Гоголя над «Выбранными местами», и рецепция их в более поздней литературе
  • Вопросы и ответы к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (№2)

  • 1. По какому плану Н. В. Гоголь строит характеристику помещиков в поэме "Мертвые души"? Общий вид усадьбы, состояние хозяйства, господский дом и интерьер его, портрет и характеристика помещика, реакция на предложение Чичикова. 2. Какова последовательность в изображении деградации помещиков в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"? Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. 3. Какую роль играет мотив дороги в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"? Является связующим звеном сюжета, усиливает динамизм поэмы, объединяет время и пространство. 4.