«Пленительная сладость» поэзии Жуковского



Его стихов пленительная сладостьПройдет веков завистливую даль,

- писал о поэзии Жуковского Пушкин. В чем же состоит эта "пленительная сладость"?

Ключевым для лирики Жуковского-романтика является понятие "задушевность". О чем бы поэт ни писал, всё в его стихах приобретало мягкое лирическое звучание. Таковы его любовные стихи, в которых образ возлюбленной или размышления над любовными отношениями неотделимы от передачи эмоциональных состояний лирического героя. Таковы его лирические пейзажи, в которых всегда присутствует эмоционально воспринимающий их человек, замечающий мельчайшие движения жизни природы (например, шум падающего листа). Такова в поэзии Жуковского даже патриотическая тема, неизменно преломляемая через сознание частного человека, который видит в отчизне не столько величественное Отечество, сколько милую сердцу "малую родину", чей образ вызывает в воображении воспоминания о семейном очаге, друзьях, любимой. Именно эту особенность творчества поэта имел в виду известный литературовед Г. А. Гуковский, когда утверждал, что Жуковский "открыл русской поэзии душу человеческую". Важно, впрочем, что это открытие было сделано вовремя - тогда, когда русский читатель пресытился медными трубами классицистической поэзии. "От торжественных од у публики уже заложило уши, - писал В. Г. Белинский, - и она сделалась глуха для них. Все ждали чего-то нового... Тогда явился Жуковский".

Задушевность лирики Жуковского напрямую связана с ее песенно-лирическим началом, проявляющимся не только в удивительной музыкальности поэтического повествования, но и в явном тяготении поэта к жанрам песни и романса. Неслучайно многие стихи Жуковского были положены на музыку и уже в виде музыкальных произведений вошли в сокровищницу русской культуры XIX в.

В значительной мере благодаря этой задушевности романтическая тоска по идеалу в поэзии Жуковского выливается в мягкие приглушенные эмоции - светлую грусть о несбыточном или безвозвратно ушедшем, тихие мечтания о недостижимом счастье, меланхолические размышления о тайнах бытия и смерти (отсюда - свойственная поэту предрасположенность к жанру элегии, предназначенному для передачи подобных состояний).

Обращая внимание на это свойство лирики Жуковского, критик Н. Полевой писал: "Совершенное недовольство собою, миром, людьми, недовольство тихое, унылое... и оттого стремление за пределы мира... молитва сердца любящего, утомленного борьбою, но не кровавого, не растерзанного, стремление к грусти о прошедшем... От всего этого, с одной стороны, привычка к суеверной легенде, как будто привычка к страшным рассказам, которые слыхали мы в детстве, с другой - отвычка, так сказать, от всего земного, нас окружающего, отчуждение от всего, что занимает и увлекает других...".

В процитированном высказывании схвачены главные особенности романтического двоемирия русского поэта: миру действительности, вызывающему у лирического героя не протест, но чувство "тихой" и "унылой" неудовлетворенности, противопоставляется мир мечты, окутанный некой таинственностью, порой тревожной и даже жуткой, порой - обещающей высшее блаженство. Стремление вырваться в пространство духовной свободы, находящееся за пределами земной реальности, является стержнем лирического героя Жуковского. Оно пронизывает все уровни поэтического мира, начиная от символики, в которой преобладают образы "безграничного" (например, моря), "загадочного" (например, луны), скрывающегося за дневным светом (например, вечера или ночи), и заканчивая поэтическим словарем, в котором отмечается частое использование слов "даль" и "вдаль".

Разрабатывая принципы романтического направления в отечественной литературе, разворачивая поэта лицом к человеческой душе, придавая языку естественность и изящную поэтичность, В. А. Жуковский открывал новые перспективы развития русской лирики. На его стихах учились, обретая силу голоса и крепость пера, крупнейшие поэты России первой половины XIX в. - Пушкин, Лермонтов, Тютчев.

Огромное значение для отечественной культурной жизни имели и литературные переводы В. А. Жуковского, знакомившие российскую публику с выдающимися произведениями древней и современной литературы, в том числе - с древнеиндийским и древнеиранским эпосами, сочинениями Гете, Шиллера, Байрона, Вальтера Скотта, Клопштока, Бюргера и др. Некоторые из его работ, - например, "Шильонский узник" Байрона, "Лесной царь" Гете, "Одиссея" Гомера - и по сей день считаются образцами переводческого искусства. Следует отметить также, что Жуковский продемонстрировал мастерское владение обоими разновидностями перевода, одна из которых предполагает точное следование оригиналу, а другая - вольное переложение "чужого" текста, допускающее создание на его основе нового самостоятельного произведения. И если в рамках первого типа перевода поэт, так сказать, в чистом виде представлял соотечественникам достижения зарубежной литературы, то в рамках второго вырабатывал для их воспроизведения национальные литературные формы. Сочетая самостоятельное поэтическое творчество с обширной переводческой практикой, В. А. Жуковский выступал в роли посредника, способствующего развитию диалога русской и зарубежной литератур.


 
Как скачать бесплатное сочинение? Жми и сохраняй . И ссылка на это сочинение; «Пленительная сладость» поэзии Жуковского уже в твоих закладках.
Вперед:
Назад:
Дополнительные сочинения по данной теме

  • Ведущий мотив поэзии Жуковского

  • Василий Андреевич Жуковский родился в 1783 году и умер в 1852 году. Явившись в поэзию на заре прошлого века, Жуковский много сделал для ее развития, стал основоположником истории русского романтизма. Настоящую славу ему принесли романтические баллады, поэмы, сказки. Он был отличным переводчиком, обладал безупречным вкусом, был широко образован, склонен к юмору и веселой сатире. В душе поэта рождались и зрели сомнения в благости и справедливости общественного устройства. В нем происходила внутренняя
  • Жизнь и творчество Жуковского

  • Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Белевского уезда Тульской губернии. Его отцом был Афанасий Иванович Бунин, а матерью - пленная турчанка Сальха. Ребенок считался незаконнорожденным. В то время ребенок, рожденный вне брака, да еще и от дворовой женщины, не мог стать дворянином. Родные хотели обеспечить будущее ребенка и добыть для него дворянскую грамоту, которая открыла бы путь к образованию и государственной службе. А. И. Бунин,
  • Жуковский — новатор в области поэтического языка

  • В мировоззрении XVIII века в основном господствовали идеалы эпохи Просвещения с её рациональным подходом к миру, с попытками объяснить природу вещей на основе строгих доводов разума. Рационалистическая тенденция (стремление всё сделать правильно, в соответствии с видимыми законами) проявила себя и в поэзии. Поэты XVIII века стремились описать видимый мир максимально точно, подбирая эпитеты объективные, определяющие характерные признаки предмета. Мир приобретал конкретность, вещественность, зримость. Это особенно явно можно увидеть в описании обеда
  • «Его стихов пленительная сладость» (по поэзии В. А. Жуковского)

  • Я музу юную, бывало, Встречал в подлунной стороне, И вдохновение слетало С небес, незваное ко мне. В. А. Жуковский Василий Андреевич Жуковский сделал очень многое для развития русской литературы. Будучи превосходным переводчиком, он познакомил русскую публику с античной, западноевропейской и восточной поэзией. С Жуковского начинается история русского романтизма - нового направления в литературе начала XIX века. "Без Жуковского, - писал В. Г. Белинский, - Пушкин был бы невозможен и не был бы понят". "Родитель на
  • В. Жуковский и К. Рылеев — два романтика

  • В. Жуковский и К. Рылеев писали свои романы в стихах. Благодаря Жуковскому чувство заговорило в русской поэзии легко. Жуковский пробудил скрытые в слове эмоционально-смысловые оттенки. Средства эмоциональной выразительности в поэзии первого русского романтика: лейтмотивность, система курсивов, эмоциональный синтаксис. Рылеев, хотя и "воспитывался" на творчестве Жуковского, все же хотел пробудить у дворянской молодежи гражданские чувства, воспитывать в ней любовь к отчизне и ненависть к деспотии, подвигнуть на активное и созидательное действие, зажечь
  • К. Рылеев и В. Жуковский — два романтика

  • К. Рылеев и В. Жуковский писали свои романы в стихах. Благодаря Жуковскому чувство заговорило в русской поэзии легко. Жуковский пробудил скрытые в слове эмоционально-смысловые оттенки. Средства эмоциональной выразительности в поэзии первого русского романтика: лейтмотивность, система курсивов, эмоциональный синтаксис. Рылеев, хотя и "воспитывался" на творчестве Жуковского, все же хотел пробудить у дворянской молодежи гражданские чувства, воспитывать в ней любовь к отчизне и ненависть к деспотии, подвигнуть на активное и созидательное действие, зажечь
  • О поэзии В. А. Жуковского

  • "Его стихов пленительная сладость / Пройдет веков завистливую даль", - так сказал о Жуковском Пушкин, который считал себя его учеником, высоко ценил мастерство поэта и любил его как человека. Жуковский оставался другом Пушкина всю жизнь, был его заступником перед царем, позднее - тяжело пережил трагическую гибель своего великого собрата по перу. "Пленительная сладость", музыкальность стихов Жуковского в разные времена привлекала композиторов. К его поэзии обратился и П. И. Чайковский - дуэт