«Пророк» М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина



Пушкинский "Пророк" написан в 1826 году, после казни декабристов. О декабристах много спорят и многое говорят. Чаще отрицательное. Но даже если они избрали неверный путь, то все равно боролись, причем не за свои права (они и так были у потомственных дворян), а за права полностью бесправных людей. Спасибо, что заплатили они за ошибки истории своими собственными жизнями.

Декабристы были друзьями Пушкина, а уже одно это что-то значит!

После их ссылки и гибели Пушкин жил, как "в пустыне мрачной". И шестикрылый серафим (в переводе - горящий, пламенный) является к его лирическому герою на скрещении судеб - "на перепутье". (Так и видится мне Васнецовский "Витязь на распутье" с правом выбора: "Направло пойдешь... налево пойдешь...")

Чудо, происходящее у нас на глазах, и чудо поэзии, о котором говорится от первого лица:

Перстами легкими как сонМоих зениц коснулся он.

Первое чудо - духовное прозрение. Второе - умение не просто слушать, а услышать шум и звон настоящей жизни! И тогда поэт способен постичь весь мир - от "гад морских" до полета ангелов. А потом из обычного празднословного человека превратиться в прорицателя, с "жалом мудрым змеи". Поэт проходит путь сквозь тернии к звездам и познает вечную истину, потому что к ней воззвал "Бога глас", сделав поэта, как Христа, своим наместником на земле. Он должен донести этот глас - глагол - слово от поднебесья до земных людей, таких, каким недавно был сам:

Восстань, пророк, и виждь, внемли,Исполнись волею моей,И, обходя моря и земли,Глаголом жги сердца людей.

Глаголами повелительного наклонения "виждь, внемли, исполнись волею моей" завершается стихотворение Пушкина. С этого начинается "Пророк" Лермонтова. Опять, как исповедь, от первого лица, но уже без предыстории. Вся она у Пушкина.

А у Лермонтова:С тех пор, как вечный судияМне дал всеведенье пророка,В очах людей читаю яСтраницы злобы и порока.

Прошло пятнадцать лет после пушкинского "Пророка", но как изменилось время, как оно изменило людей! В пророка, провозгласившего "любви и правды чистые ученья", они стали бросать "бешено каменья".

Лермонтовский пророк, как и пушкинский, живет в пустыне, но не на перепутье, а на вершинах, услышанный звездами, но не услышанный людьми. Видя его, старцы говорят детям:

Он горд был, не ужился с нами:Глупец, хотел уверить нас,Что Бог гласит его устами!

Пророка презирают за наготу и "бедность", за то, что он "худ и бледен". Люди не могли поверить в то, что устами пророка гласит Бог, и он был отвергнут ими. Но все-таки земные муки - не зря. Ведь даже Христос за две тысячи лет вдохновил своим подвигом и страданиями далеко не всех. В него, как и в поэта-пророка, нужно, я думаю, поверить не только разумом.


 
Как скачать бесплатное сочинение? Жми и сохраняй . И ссылка на это сочинение; «Пророк» М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина уже в твоих закладках.
Вперед:
Назад:
Дополнительные сочинения по данной теме

  • Лирическое наследие Лермонтова

  • В лирическом наследии Лермонтова содержатся прогрессивные идеи, высокие гуманистические и патриотические чувства. В его произведениях "Смерть поэта", "Как часто пестрою толпою окружен...", "Прощай, немытая Россия" предмет беспощадной критики и отрицания - реакционная часть русского общества: придворные круги всех рангов, жандармерия ("мундиры голубые") и высший свет, "завистливый и душный". В "Думе" содержится горький упрек мыслящим людям, которые не принимают устоев самодержавно-крепостнического строя, но "старятся в бездействии". В лирике Лермонтова вырисовывается и другой
  • К 190-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова

  • С 14 октября 2004 года по 15 января 2005 года в Государственном Литературном музее в «Доме И. С. Остроухова» (Трубниковский пер., 17) будет открыта юбилейная выставка к 190-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова, организованная содружеством двух музеев — Государственного Литературного музея и Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы». Представлены живопись и графика М. Ю. Лермонтова (автопортрет, портреты его друзей и близких, виды Кавказа); портреты Лермонтова и его современников — друзей и недругов,
  • Темы сочинений по творчеству М. Ю. Лермонтова

  • 1. Черты романтизма и реализма в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". 2. Образ героя 30-х гг. XIX в. 3. Композиция романа "Герой нашего времени" и ее роль в раскрытии личности Печорина. 4. "Лишние люди" в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. 5. Печорин и Грушницкий. 6. Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". 7. Роль рассказчика и характер повествования в романе М. Ю.
  • Противоположность лермонтовского и пушкинского «Пророков»

  • "Противоположность двух поэтических миров" - Лермонтова и Пушкина - можно обобщённо выразить как противоположность между постановкой вопроса с его созерцанием и попыткой его практического разрешения в условиях принадлежности к нему. В этом смысле Лермонтов гораздо динамичнее. В стихотворениях Лермонтова и Пушкина "Пророк" это проявляется самым наглядным образом. Фактически, лермонтовский "Пророк" - продолжение, вторая серия "Пророка" пушкинского. Если посмотреть на эти два стихотворения как на единое целое в двух частях, то мы
  • Противоположность пушкинского и лермонтовского «Пророков»

  • "Противоположность двух поэтических миров" - Пушкина и Лермонтова - можно обобщённо выразить как противоположность между постановкой вопроса с его созерцанием и попыткой его практического разрешения в условиях принадлежности к нему. В этом смысле Лермонтов гораздо динамичнее. В стихотворениях Пушкина и Лермонтова "Пророк" это проявляется самым наглядным образом. Фактически, лермонтовский "Пророк" - продолжение, вторая серия "Пророка" пушкинского. Если посмотреть на эти два стихотворения как на единое целое в двух частях, то мы
  • Сочинение Образ поэта-пророка в лирике Пушкина и М. Ю. Лермонтова

  • Образ поэта-пророка в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Стихотворение А. С. Пушкина "Пророк» написано в 1826 году после грозных событий 25 декабря на Сенатской площади. Восстание декабристов было жестоко подавлено, пять членов тайного общества осуждены на казнь через повешенье, многие отправятся в ссылку в Сибирь. У Пушкина среди декабристов имелось не мало друзей, и он очень переживал за их судьбу. Он мысленно находился с ними, не боялся
  • Нужна информация к сочинению на тему: . Сходство и различия лирики пушкина и лермонтова

  • Пушкин и Лермонтов — великие русские поэты. В своем творчестве каждый из них достиг вершин мастерства. Звание Поэта всегда было самым почётным, самым великим из человеческих званий. Святую миссию поэзии они видели в служении своей Родине и своему народу. Имена Пушкина, Лермонтова в этом смысле стали чуть ли не нарицательными. Они били во все колокола, чтобы пробудить человеческую душу, открыть её для всех радостей земного бытия. Два этих великих поэта с предельной