Семинар по поэзии Серебряного века. 11-й класс



Семинар по поэзии Серебряного века. 11-й класс

Описанный здесь урок посвящён изучению одной из наиболее сложных тем школьной программы: поэзии Серебряного века. Сложность её обусловлена тем, что учащиеся далеко не всегда подготовлены к восприятию этой достаточно специфичной поэзии. Возможно, облегчить ученикам постижение особенностей стихотворений этого периода может суммирование знаний из области теории литературы, полученных ими ранее. Повторительное обобщение этих знаний целесообразно провести в форме двухчасового семинара.

Подготовка к семинару

Класс делится на группы, каждая из которых получает задание напомнить определение какого-то термина, объяснить его значение и проиллюстрировать примерами. Обязательным требованием является ограниченность иллюстративного материала поэзией Серебряного века. Поиски нужных примеров заставляют ребят окунуться в мир, с которым им предстоит познакомиться. Представляется также важным, что в течение полутора часов стихи звучат из уст как учителя, так и самих учеников.

Имена поэтов называются ученикам заранее, одной из важнейших целей семинара является ознакомление с новыми именами, поэтому предпочтительны примеры не только из поэзии тех, чьё творчество позднее изучается монографически, но и тех, кто обычно только упоминается (Д. Мережковский, З. Гиппиус, М. Кузмин, В. Хлебников — на выбор учителя). Это расширяет кругозор учеников.

Первый урок

Вступительное слово учителя

Мы приступаем к изучению поэзии начала ХХ века. Этот период в истории литературы был настолько специфичен, что получил особое название — Серебряный век русской поэзии (в отличие от “золотого” — пушкинского). Это время так названо, может быть, потому, что ведущая роль в его культуре принадлежала поэзии. За короткий промежуток времени — 1890–1910-е годы — появилось много разных по мироощущению чрезвычайно одарённых поэтов. Но дело не только в самом факте их рождения (не биографического, а литературного). В поэзии Серебряного века много отличительных черт. Одна из них — внимание к тому, что называется “литературной формой”.

Культуре того времени был свойствен пристальный интерес к назначению поэзии, к тому, как она создаётся и почему воздействует на читателя и слушателя. Эти вопросы поднимались не только в критических статьях, научных исследованиях и литературных манифестах, но и отражались непосредственно в художественном творчестве. Далеко не случайно В. Брюсов открывает свой первый сборник «Сонетом к форме», а К. Бальмонт пишет стихотворения под названием «Гармония слов», «Как я пишу стихи», «Глагольные рифмы», «Заветная рифма» (ряд можно продолжить). Эстетическая тематика занимает немалое место и в творчестве Н. Гумилёва, О. Мандельштама, А. Ахматовой, И. Северянина и других.

Разумеется, и у Пушкина есть стихи, посвящённые жанру сонета, строфе, размеру и рифме. Но Пушкин писал в эпоху, когда русский литературный язык лишь складывался, что совпало с расцветом нашей поэзии. А к началу ХХ века она уже существовала более полутора веков; ей были знакомы различные стили и течения, она уже имела и опыт теоретического осмысления, и традицию поэтического перевода, и собственную, русскую систему стихосложения. Наконец, в ней уже звучали и Державин, и Пушкин, и Лермонтов, и Некрасов, и Баратынский, и Тютчев, и Фет и многие другие. Их опыт активно осмыслялся поэтами Серебряного века с понятной целью сказать своё новое слово. При их осмыслении сухие теоретические формулы и понятия (размер, жанр, рифма) воспринимались как живые, “одухотворённые” реалии, которые могут навязывать художнику свою волю, а могут мстить за неумение ими овладеть.

Знание ремесла и понимание органичности формы рождало другую черту — чуткость к иному художественному миру. Очень много в поэзии того времени произведений, посвящённых и обращённых к другим поэтам, предшественникам и современникам. Само по себе это опять же не странно и не удивительно, но замечательна проницательность авторов, осмысляющих чужую судьбу, в чём им помогало видение тонкостей поэтического склада. Когда читаешь Гумилёва об Анненском («Памяти Анненского») — слышишь Анненского, Ахматову о Блоке («Я пришла к поэту в гости», «Поэма без героя») — представляешь Блока, Брюсова о Лермонтове («К портрету М. Ю. Лермонтова») — понимаешь Лермонтова, Бальмонта о Тютчеве («Тютчев») — вспоминаешь Тютчева, Цветаеву о Маяковском (цикл «Маяковскому») — узнаёшь последнего (в отличие, например, от её книги о Пушкине, написанной в прозе, где больше от самой Цветаевой, чем от исследуемого ею поэта).

Поэзия Серебряного века создавалась образованными людьми и искушёнными читателями. Она не проста для понимания, редко гармонична. Как всякая поэзия, она воспринимается сначала сердцем и ушами, а потом головой. Но для более адекватного её понимания могут быть полезными знания из области теории литературы.

Ход урока

Начать семинар целесообразно с вопроса, чем поэзия отличается от прозы. Вопрос адресуется ко всему классу. При затруднении можно напомнить, что поэтическая речь родилась из песни, что поэзию часто сравнивают с музыкой. Можно рассказать о том, как, по воспоминаниям современников, Маяковский “вышагивал”, а Мандельштам “выборматывал” свои стихи.

Из чего же складывается “музыка стиха”?

Прежде всего стихотворная речь отличается особой Ритмической организацией. Она отражена в системе русского стихосложения. Одна из групп воспроизводит на доске опорный конспект, данный ранее или подготовленный с учениками специально к этому уроку.


 
Как скачать бесплатное сочинение? Жми и сохраняй . И ссылка на это сочинение; Семинар по поэзии Серебряного века. 11-й класс уже в твоих закладках.
Вперед:
Назад:
Дополнительные сочинения по данной теме

  • Темы сочинений по лирике серебряного века

  • 1. "Поэзия как волшебство": звук и смысл в лирике начала XX века (на материале нескольких стихотворений одного из поэтов по выбору). 2. "Высокое ремесло": обновление поэтической формы в лирике серебряного века (на материале творчества одного из поэтов). 3. Поэзия мысли и поэзия души в творчестве мастеров серебряного века (на материале по выбору учащихся). 4. "Я не верю стихам, которые льются, рвутся - да!": поэтическое новаторство М. Цветаевой. 5. История и
  • Тест для 11класса по теме: “Серебряный век русской поэзии”

  • ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: "СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ" 1.Серебряный век - это период в русской поэзии а)10-20-е годы ХХ века - 10-е годы ХХ века; б) 90-е годы ХІХ века-10-е годы ХХ века; в)90-е годы ХІХ века -30-е годы ХХ века. 2.Автор философии духа, которая легла в основу культуры Серебряного века - а) Павел Флоренский; б) Николай Бердяев; в) Владимир Соловьев; г) Василий Розанов. 3. Серебряный век представляют такие направления: а) символизм, акмеизм, футуризм; б) символизм, дадаизм, кубизм; в) акмеизм, имажинизм, кубизм. 4. Обращение к
  • Вопросы и ответы к теме «Мотивы былого в лирике поэтов XX века»

  • Какие строки из стихотворений вы бы предложили в качестве эпиграфа к Теме "Мотивы былого в лирике поэтов XX века"? К этой теме часто предлагают в качестве эпиграфа и названия только что прочитанных стихов: "Тени прошлого", "Старина", "Прапамять", но также и отдельные строки, которые взяты из прочитанных стихов: "Минули годы, годы, годы…"; "Пропало славы обветшалой воспоминанье навсегда…". Каждый из этих эпиграфов заставит по-иному взглянуть и на саму тему, и на стихи, собранные в
  • Тест по теме «серебряный век»

  • 1. Какой период развития русской литературы назван "серебряным веком"? А. Первая треть XIX века Б. Конец XIX века В. Начало XX века 2. Какие поэтические течения развивались в русской литературе "серебряного века"? А. Символизм Б. Роман (бессмертное произведение)тизм В. Акмеизм Г. Конструктивизм Д. Футуризм 3. Кто из поэтов относится к "младшим символистам"? А. 3. Гиппиус Б. А. Блок В. К. Бальмонт Г. Ф. Сологуб Д. А. Белый 4. Кто из поэтов относится к акмеистам? А. А. Блок Б. В. Маяковский В. А. Ахматова Г. Н. Гумилев 5. Чертой какого поэтического течения
  • Образ Пушкина в раннем творчестве Анны Ахматовой

  • На примере стихотворения «Смуглый отрок бродил по аллеям...» Описание событий в романах и других произведениях Пушкина неисчерпаемо, возможны разные подходы к нему, в том числе и подход к прочтению и пониманию Пушкина через исследовательские материалы Ахматовой (или “штудии”, как называла их сама поэтесса). Правда, не сразу Ахматова начала заниматься серьёзным изучением творчества Пушкина. Пытаясь найти ответы на многие интересующие её вопросы, она всю жизнь обращалась к Пушкину, будто сверяла с ним
  • Русская поэзия на стыке XIX и XX веков («На нас упала тень “Серебряного века”»)

  • В самом конце XIX и первые два десятилетия XX века русская литература переживала период необычайного подъема. Это время известно нам под названием "серебряного века". "Серебряный век" русской поэзии своими корнями уходил в "век золотой" - творчество А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Фета. В этот период русские поэты проявляли интерес к формальным изыскам в своем творчестве, в изобилии изобретая их вновь или воскрешая из забытья. Это в полной мере
  • Судьбы поэзии «Серебряного века»

  • "Серебряный век" русской поэзии представлен именами таких известных поэтов, как Н. Минский, И. Анненский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб, В. Иванов, К. Бальмонт, В. Брюсов, С. Маковский, М. Волошин, Д. Цензор, Г. Чулков, А. Блок, М. Кузмин, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин, Н. Асеев, Г. Кржижановский, Д. Бедный, И. Бунин, С. Есенин, Р. Ивнев, В. Инбер, Э. Багрицкий, И. Сельвинский, В. Ходасевич,