Шляпа упорно едет мимо станции



И вновь о ЕГЭ по литературе. Вопрос “что делать?” сегодня для учителя становится неразрешимым. Аналогия с Гамлетом или с Иваном-царевичем у популярного камня полная — но не утешает. Потому что эти персонажи имели возможность сразиться с реальным злом. И либо находили волшебного помощника и побеждали, либо, как трагический герой, погибали. Но трагедия возвышает, утверждая идеалы героя в душах зрителей. А перед нами трагифарс. Волшебных помощников не предполагается, а с утверждением идеалов… стало как-то сомнительно.

Идеалы, знаете ли, надо бы выбрать, прочувствовать, осмыслить. Значит, надо читать, перечитывать, обсуждать… А словесник должен готовить всех к ЕГЭ по русскому и одного-трёх учеников в классе к ЕГЭ по литературе. Заниматься с ними дополнительно? Огромна “вилка” между возможностями и потребностями большинства выпускников, которых отныне интересует только русский, и меньшинства, которое должно изучать литературу почти на филологическом уровне — чтобы сдать ЕГЭ.

Почему всё же “траги-” ? Потому что честный учитель старается учить всерьёз. А “народ” массово перестаёт читать, в результате чего даже речь большинства героев, например Бабеля или Замятина, тем более Платонова, становится многим почти сплошь неясной. Вот рассуждения вполне толковой ученицы, получившей задание написать анализ рассказа И. Бабеля (на выбор — «Прищепа» или «Смерть Долгушова»): “Всё непонятно. Как может среднестатистический школьник понять какой-нибудь смысл: «Не переводи ты с места на рыся, Тарас Григорьевич, до его пять вёрст бежать. Как будешь работать, когда у нас лошади заморённые… Хапать нечего — поспеешь к богородице груши околачивать…»?!”

Конечно, если с ученицей побеседовать о каждой фразе, окажется, что она способна их понять — но только в ходе этой беседы, а не сама. Вариант наилучший — обсудить в группе, придумать и провести мастерскую. Будут разные гипотезы, в процессе обсуждения смысл легче “присваивается”. Но нельзя же каждый раз объяснять каждую фразу! Заглянем в программу, в «Стандарты…» — на такую работу времени просто не найдётся. Эти документы писались как будто не в расчёте на нынешних учеников. Кстати, многие из них с трудом понимают тексты из предлагаемых на ЕГЭ по русскому языку! Известны впечатления читающих их работы экспертов… Можно ли хорошо овладеть речью и хорошо сдать русский, не зная литературы?

Позвольте, коллеги, задать вам проблемный вопрос из военной области: зачем кавалерии пехота? Его следовало бы решить мимоходом, чтобы оценить горчайшие наблюдения героя (рассказ «Афонька Бида» читаем частично и вместе): в разгар боёв с белополяками кавалеристы Первой конной для смеха высекли нагайками свою же “бедную пешку”. И понять степень безнравственности участников сражений. И оценить “слово свидетеля” И. Бабеля (возможно сочинение на такую тему). Так вот, ученики на вопрос задумчиво ответили: вероятно, чтобы бежать впереди. Или сражаться… с копьями в руках. Смешно? Прошу: да вы только представьте эту картину — конную лаву и пехоту впереди! Времена, народы, образные представления, логика — здесь всё взорвано! Учитель литературы должен немедленно превратиться в учителя истории и заново рассказывать, как “пулемёт системы «максим» с тачанки полоснул во тьму”... Наверное, так и нужно — но это же происходит на каждом шагу! Несмотря на многократные объяснения. Несмотря на стремление подключить эстетическое восприятие…

Десятки лет литература была обязательным экзаменом — и можно было готовить к экзаменам всех. Нынешняя “вилка” заставляет говорить понятным для большинства языком, а значит, сильно упрощать. Выше зоны ближайшего развития не прыгнешь. Но при этом необходимо говорить с учениками, ориентированными на ЕГЭ по литературе, на языке высокой культуры, глубоких смыслов классики. Впрочем, многие узнали, что сдают литературу, лишь в феврале…

Мне скажут, что многоязычие (с каждым говорю на его языке) — это всегдашняя обязанность учителя. Да, но при этом он не должен был бежать в разные стороны одновременно! Или “коня потерять”, или “женату…”, или “убиту быти”… Между тем у нас теперь всё одновременно.

“Куда ж нам плыть?” Пусть кто-нибудь скажет. Впереди экзамены, а я впервые за многие годы выпусков знаю, что не справляюсь. Остра потребность в волшебном помощнике. Потому что, несмотря на все усилия, не могу поднять эту “тягу земную”. Открываю очередную письменную работу — и опять: “Прочитав рассказ, у меня сложилось впечатление…” Шляпа упорно едет мимо станции.

Татьяна Яковлевна Ерёмина,

Учитель санкт-петербургской гимназии № 406


 
Как скачать бесплатное сочинение? Жми и сохраняй . И ссылка на это сочинение; Шляпа упорно едет мимо станции уже в твоих закладках.
Вперед:
Назад:
Дополнительные сочинения по данной теме

  • Методические материалы. Краткое изложение текста

  • А. С. Пушкин "И. И. Пущину". Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях (мультимедийный урок по литературе, 6-й класс) А. С. Пушкин. "Капитанская дочка", глава "Вожатый". 9-й класс Викторина об отечественной литературе №1 Викторина об отечественной литературе №2 Ерёмина О. А. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя Интегрированный урок по литературе "Слово о полку Игореве" Календарно-тематические планы по литературе в 3 и 4 классах Классный час :
  • Условность в литературе

  • Условность в литературе - неотъемлемая особенность не только литературы, но и вообще всего искусства. Искусство не копирует действительность, не фотографирует ее, а творит, создает собственный художественный мир с помощью самых разнообразных изобразительно-выразительных средств (достаточно вспомнить оперу или балет, чтобы составить ясное представление о степени условности в различных видах искусства). В искусстве слова (литературе) также совершенно невозможно не учитывать особого рода условности, выражающиеся в отборе фактов, в их освещении, организации сюжета,
  • Сети любви и всемирная Сеть

  • С недавних пор в России стали отмечать 14 февраля — День святого Валентина. Трудно понять, почему именно его — день казни гонимого в Римской империи христианского священника, в которого, по некоторым легендам, была влюблена слепая дочь тюремщика Астерия. Правда, по одной из версий Валентин, давший обет безбрачия, сам влюбился в девушку и накануне казни написал ей трогательное письмо, а кроме того, по некоторым сведениям, вернул возлюбленной зрение. Бытует и более
  • Помогитесочинение по литературе за пятый класс на тему древнерусская литература) пятый класс литература

  • Значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает понять достижения великой русской литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени. Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка. В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, - первая русская летопись, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря Афанасия
  • Дифференциация обучения на уроках литературы

  • Концепция курса Сегодня перед учителем литературы стоят сложные задачи. Как помочь читателю-школьнику осознать необходимость литературного образования? Как научить литературе каждого ученика, чтобы приобретённые знания и умения стали для него личностно значимыми? Как определить уровень и динамику литературной подготовки разных учащихся? Как научить понимать произведения разных родов и жанров в той мере, которую могут обеспечить возможности, способности, интересы школьника? Как объективно проверить то, чему учили? Эти и другие актуальные вопросы личностно ориентированного обучения
  • Гротеск

  • Гротеск (от франц. Grotesque - причудливый, комичный; от итал. Grottesco - причудливый, от Grotta - пещера, грот) 1. Один из способов сатирического обобщения, при котором реальные жизненные явления и связи между ними деформируются, приобретая карикатурный фантастический характер. Происхождение термина "гротеск", применяемого не только к литературе, но и к другим видам искусства - живописи, архитектуре, музыке и др. - восходит к открытию при раскопках в XV-XVI вв. древнеримских помещений, так называемых гротов, на
  • О цикле рассказов «Записки охотника» И. С. Тургенева

  • Центральным произведением в раннем творчестве писателя были "Записки охотника", сыгравшие выдающуюся роль в развитии русской литературы. В русской литературе начиная с конца XVIII в. уже разрабатывалась тема народа. Изображались ужасы крепостного права, образы крестьян были нарисованы с нескрываемым сочувствием. И все же очень мало внимания уделялось их духовной жизни. Тургенева же заинтересовала в первую очередь душа русского крестьянина. Подлинным героем стал для него не просто задавленный непосильной работой и нуждой раб,