Старые владельцы вишневого сада (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»)



Моя жизнь, моя молодость,

Счастье мое, прощай!

А. П. Чехов

У Чехова, в отличие от многих его предшественников, нет центрального героя, вокруг которого строился бы сюжет. Все персонажи даны в сложном взаимодействии, и ни одного из них, кроме Яши, нельзя охарактеризовать однозначно. Особенно сложен образ Раневской.

Одни воспринимают Раневскую как выразительницу настроений загнивающего дворянства, пустую, взбалмошную женщину, запутавшуюся в своей личной жизни. Другие считают, что это образ трагический, потому что вызывает жалость к безысходной и горькой судьбе героини. Один из критиков назвал Раневскую "очаровательной паразиткой". К единому окончательному мнению о Раневской прийти невозможно.

Чехов ни на минуту не дает забыть читателю о том трудном положении, в которое попали Гаев и Раневская. Их родовое имение заложено. Все сроки прошли, а деньги, взятые под залог, Гаев так и не вернул. Имение стало собственностью банка и будет продано с аукциона.

Любовь Андреевну любят все действующие лица: и родные, и Лопахин, и слуги. И она, казалось бы, тоже любит всех. Ее ласковая улыбка, нежные слова адресованы всем без исключения, даже комнате: "Детская, милая моя, прекрасная комната..." Тонко, осторожно и ненавязчиво уже в начале пьесы Чехов вносит свои коррективы в наше восприятие этой милой и обаятельной женщины. Чем дальше, тем больше. В том же первом действии Любовь Андреевна растроганно восклицает: "Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала... Однако же, надо пить кофе". При всем самом добром отношении к Раневской чувствуешь, как столь резкий и неожиданный переход к кофе невольно снижает пафос ее возвышенных речей. А вслед за этим идет еще один многозначительный эпизод. На слова Гаева о том, что умерла няня, Любовь Андреевна, попивая кофе, замечает: "Да, царство небесное. Мне писали". Сухость героини в этом эпизоде поразительна: для детской у нее нашлись более теплые слова.

Настроение Раневской меняется чуть ли не мгновенно. Она то плачет, то смеется, то остро ощущает нависшую угрозу, то тешит себя беспочвенными надеждами на чудесное спасение. Очень важна в этом отношении сцена бала в третьем действии, устроенного по настоянию Раневской в день торгов. Мысли ее все время там, в городе, на аукционе, она не может забыть о судьбе вишневого сада ни на минуту, но вслух говорит о чем-то другом, необязательном, случайном. В этом вся Раневская.

Ее легкомыслие сказывается и в личной жизни. Как могла она полюбить такого недостойного человека, оставив ради него двенадцатилетнюю дочь? Однако справедливость требует признать, что в любви Раневская ведет себя благородно: когда ее избранник заболел, она "три года не знала отдыха ни днем ни ночью". И теперь "он болен, он одинок, несчастлив, а кто там поглядит за ним, кто удержит его от ошибок, кто даст ему вовремя лекарство?" Как видим, не о себе думает Любовь Андреевна. Она бросается на помощь, как бросаются, не раздумывая, к погибающему. Спасет ли она его? Скорее всего, нет, как не спасли они с Гаевым и вишневый сад.

Лопахин все удивлялся: почему они так равнодушны к судьбе имения, почему ничего не предпринимают, почему не спешат вырубить вишневый сад и добыть при этом много денег? "Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал", - говорит он.

Да, неделовые они люди. Хорошо это или плохо? Поведение Гаева и Раневской кажется Лопахину странным с позиции трезвого расчета. Действительно, почему они так и не приняли его предложения? Для Лопахина уничтожение вишневого сада разумно и целесообразно, потому что выгодно. Но он никак не может понять, что в данном случае выгода не имеет для Раневской и Гаева решающего значения.

У бывших владельцев вишневого сада есть одно несомненное преимущество, которое возвышает их над всеми другими персонажами: они понимают, что такое вишневый сад, они чувствуют свою причастность к красоте, твердо сознавая, что красота не продается. И все-таки они не уберегли вишневого сада. И нам очень жаль Раневскую и ее брата, которые теряют все. В самом конце пьесы мы видим потрясающую сцену. Любовь Андреевна и Гаев остались вдвоем. "Они точно ждали этого, бросаются на шею друг другу и рыдают сдержанно, тихо, боясь, чтобы их не услышали". Гаев в отчаянии повторяет только два слова: "Сестра моя, сестра моя!" Вишневый сад олицетворял для них молодость, чистоту, счастье. Что ждет их впереди? Вряд ли Гаев сможет работать. А Раневская очень быстро истратит деньги, присланные бабушкой. Что будет потом? Страшно себе представить. Потому-то, зная, что они сами виноваты во всем, мы все-таки жалеем их и плачем вместе с ними.


 
Как скачать бесплатное сочинение? Жми и сохраняй . И ссылка на это сочинение; Старые владельцы вишневого сада (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад») уже в твоих закладках.
Вперед:
Назад:
Дополнительные сочинения по данной теме

  • Идеи и конфликты пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехова

  • В пьесе Чехов обобщает тему гибели дворянских гнезд, раскрывает обреченность дворянства и приход ему на смену новых общественных сил. Россия прошлого, Россия вишневых садов с их элегической красотой представлена образами Раневской и Гаева. Это осколки поместного дворянства. Они нерешительны, не приспособлены к жизни, пассивны. Единственное, что они могут, - это произносить напыщенные, как Гаев, речи к старому шкафу или лепетать, как Раневская, сентиментальное: "Шкапик мой родной!", "Детская, милая моя, прекрасная комната!"
  • Главный образ

  • Центральным персонажем чеховской комедии является молчаливый вишневый сад. В этом красивейшем образе воедино слиты воедино конкретное ("И в Энциклопедическом словаре упоминается про этот сад") и вечное ("прекрасней которого ничего нет на свете") - безвозвратная молодость, воспоминания, чистота и, наконец, восторженное счастье. Вся интрига пьесы строится вокруг образа вишневого сада. Он же объединяет и всех персонажей, у каждого из которых складываются свои духовные отношения с садом. Вишневый сад отстраненно созерцают и
  • Настоящее, прошлое, будущее в пьесе «Вишневый сад»

  • Настоящее, прошлое, будущее в пьесе "Вишневый сад» Конец девятнадцатого — начало двадцатого — время из­менений. На рубеже веков люди живут накануне. Накануне же чего, мало кто понимает. Уже появляются люди нового поколения, тогда как продолжают существовать люди прошло­го. Возникает конфликт поколений. Подобное уже изобразил Тургенев в романе "Отцы и дети». У него это яркий конфликт, зачастую разрешающийся спорами. Антон Павлович Чехов по-иному взглянул на проблему. У него нет внешних столкно­вений,
  • Образ Раневской в пьесе Чехова «Вишневый сад»

  • Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» — одно из его лучших произведений. Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской, в имении с вишневым садом, окруженным тополями, с длинной аллеей, которая «идет прямо-прямо, точно протянутый ремень» и «блестит в лунные ночи». Этот сад собираются продавать из-за многочисленных долгов Л. А. Раневской. Она не хочет соглашаться с тем, что сад надо продать под дачи. Раневская, опустошенная любовью, возвращается в свое
  • Анализ пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехова, план (Второй вариант)

  • Это произведение Чехов задумывал как комедию, как смешную пьесу, "где бы черт ходил коромыслом". Но К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, высоко оценив работу, восприняли ее как драму. Внешний сюжет "Вишневого сада" - смена владельцев дома и сада, продажа рядового имения за долги. Деловой и практичный купец Лопахин противостоит здесь прекрасным, но абсолютно не приспособленным к жизни дворянам. Действие пьесы - разрушение поэзии усадебной жизни, которое свидетельствует о наступлении новой
  • Любовь Раневская: «Продавайте и меня вместе с садом…» (о пьесе «Вишневый сад» А. П. Чехова)

  • Железная дорога в пьесе Чехова символизирует объективную, независимую от действующих лиц угрозу, нависшую над вишневым садом. Утрату вишневого сада и Раневская, и Гаев воспринимают как горе, несчастье, беду. Однако же во всем этом есть и их личная вина. Та неразбериха, о которой упоминала О. Л. Книппер-Чехова, была следствием как объективных, так и субъективных причин, слитых воедино. Отсюда и сложность Раневской, парадоксальная близость ее хороших, добрых человеческих качеств и равнодушия, эгоизма,
  • Тема памяти в пьесе «Вишневый сад» А. П. Чехова

  • Когда один из основоположников Московского Художественного театра К. С. Станиславский познакомился с текстом "Вишневого сада", он послал Чехову восторженное письмо, в котором содержалось высказывание: "Я объявляю эту пьесу вне конкурса и не подлежащей критике. Кто ее не понимает, тот дурак". Сказано, пожалуй, слишком решительно. Не так-то прост "Вишневый сад". Чехов, например, был убежден, что сам Станиславский не понял его авторского замысла. Не случайно же на протяжении вот уже чуть ли не