“Стиль и стилизация”: десять тем для элективного курса



Вступление первое, лирическое

Вначале несколько слов о самом понятии элективных курсов. О них активно заговорили в последнее время в связи с выходом на профильное обучение. Мне, например, до сих пор трудно определить, что называть элективом. Может, это простой факультатив, может, профильный курс, может, что-то совсем иное. Ясно пока только одно — это курс по выбору, курс, который учащиеся выбирают сами, исходя из своих склонностей и интересов, соответственно своему профилю. Отсюда вытекают некоторые требования к предлагаемым программам.

    Элективный курс должен быть интересным для учащихся и нужным им, то есть востребованным. Он не повторение программы, а, в крайнем случае, её углубление или расширение. Лучше, конечно, если тема курса находится за пределами учебника. Предлагаемый курс должен быть интересен прежде всего самому учителю, который тогда сможет заинтересовать и школьников. По принципу: предлагаю то, что сам знаю хорошо и что люблю. Давно известно, что ничто не удивляет так, как чужое знание.

И одно опасение, продиктованное верой в талантливость нашего учителя. Сейчас на головы наших детей “свалится” такое количество элективных курсов (и все интересные), что разобраться в этом потоке будет практически невозможно. Представим такую картину: ученик выбрал профиль по литературе, но очень интересный элективный курс предлагается по физике или математике. Что делать? Ему туда путь закрыт? Или всё-таки есть какая-то возможность? Боюсь, что профили, элективы возвращают нас к узкому образованию, а ведь давно уже понятно, что узкое образование — это опасный путь. Вспомните узких специалистов, знающих только своё направление и не обращающих внимания на связи и сопутствующие явления.

Я хотела назвать свою статью «Ёжик в тумане или кот в мешке?», но такое название спровоцировало бы её на излишнюю публицистичность. Поэтому, отдав дань критике современных преобразований в школе, перейду к вещам более конкретным, практическим.

Вступление второе, прагматическое

Наш элективный курс, рассчитанный на 34 часа (то есть один час в неделю), называется «Стиль и стилизация» и предполагает развитие в детях творческих способностей. Нам всегда казалось, что только человек творческий способен совершать великие открытия в любой области или хотя бы просто быть интересным. Понятно, что в школе разные предметы имеют свои функции: математика развивает логику мышления, физика и биология помогают познать законы развития мира и т. д., а вот литература как раз и развивает творческие способности. Когда однажды Эйнштейна спросили, что важнее — знание или воображение, он ответил, что важнее воображение, так как знание конечно, а воображение бесконечно.

Мы пришли к данному курсу, наблюдая над тем, как детям нравится сочинять, подражать, пытаться ставить себя на место писателя. В младших классах подобная работа проводится многими учителями. Но мы попытались увидеть в этом некую систему и придумали для старших классов курс «Стиль и стилизация», руководствуясь следующим.

    Исследуется литература русская и зарубежная: это даёт возможность исторического сопоставления и позволяет представить литературный процесс как единый. Сохраняется исторический подход, от прошлого к настоящему. Направление работы — от стиля к стилизации, причём стилизоваться может авторский стиль, форма и содержание произведения, литературное направление. Каждый школьник обязательно пробует написать свою стилизацию, но оцениваются только хорошие работы, а читаются они по желанию.

Основная часть

Представим десять примерных тем курса. Учитель при необходимости самостоятельно видоизменит их. Занятия строятся примерно так: ученики сами заранее ищут материал по истории, по творчеству того или иного автора, затем мы совместно выясняем особенности стиля, выписываем наиболее характерные слова, фразы, синтаксические обороты, которые потом можно будет использовать в стилизации.

Тема № 1. «Давайте разберёмся». Стилизация. Интерпретация. Пародия. На этом занятии разбираемся с понятиями, говорим о том, что будем играть в стихи, и стараемся увлечь ребят.

Тема № 2. «Проба пера». Ученики пытаются что-то написать сами и понять, получается у них или нет. Предлагаются разные задания: например, написать стихотворение в прозе (после прочтения ряда примеров) или написать стихотворение по заданным рифмам (рифмы берутся из какого-нибудь стихотворения популярного автора). После этого сравниваются стилизация и оригинал: нам важно понять, сумел ли наш юный автор почувствовать настроение образца.

Задания и вопросы для обсуждения

— Сравните ваши сочинения по заданным рифмам с оригиналом и определите: похожи они или нет.

— Какое настроение у ваших стихов?

— Можно ли по рифмам определить, о чём будет написанное стихотворение?

— Можно ли ваши стихи в прозе считать таковыми?

— Сохранены ли особенности стихов в прозе? Что нарушено, с какой целью?

— Похожи ли стилизации «Как хороши, как свежи были розы» на тургеневское стихотворение? Каков объект стилизации в ваших работах?

Пример стилизации

«Как хороши, как свежи были розы...»

Я сижу в тёмной комнате — уже ночь... Я бросаю взгляд в окно — там луна. Полная, слегка затянутая облаком. Единственное облако на небе, и оно закрыло эту глупую луну. Опускаю взгляд на подоконник и вижу розы в вазе. Они черны... Нет, это из-за того, что темна комната. Может быть... Они думают, они дышат, они живут. Живут... А зачем? Чтобы доставлять кому-то радость? Может, мне? Но я никогда не любил розы! Ваза для них как тюрьма, она сковывает их, держит здесь и не отпускает. Время не имеет значения — они всё равно завянут. Так зачем их сорвали?.. А розы рвутся на свободу, они хотят в небо, к этой золотой луне. Но им не суждено... Никогда... Судьба? Наверное... Я не верю в судьбу и чувствую, что розы тоже не верят. Они прощают меня. Они заставили меня подумать. Я никогда не любил розы!.. Теперь, наверное, полюблю (А. Исламов).

Тема № 3. «Этот невероятный гекзаметр». Знакомство с особенностями развития Древней Греции и Древнего Рима. Античность. Своеобразие развития литературы этого периода. Работа над стилем Гомера. Стилизация Гомера.

Поскольку за годы работы накопилось достаточно детских стилизаций, на занятиях проводится работа по наблюдению над ними. Как правило, стилизации создаются на школьную тему (скажем, о сменке), хотя это и не обязательно (можно предложить написать гекзаметром сказку о Колобке или Рыбаке и рыбке).

Задания и вопросы для обсуждения

— Прочитайте предложенные стилизации и найдите среди них наиболее удачные. Объясните свой выбор.

— Объясните, что стилизуется: форма, язык, образы, художественные приёмы.

— Понаблюдайте, как начинается каждая строка, с ударного или безударного слога. Почему?

— Найдите наиболее характерные выражения, напоминающие Гомера.

— Найдите сложные слова. Почему их так много?

— В чём своеобразие эпитетов?

— Как показаны герои?

— Найдите неудачные моменты в стилизациях: нарушение размера, неоправданная современность языка, неяркие эпитеты.

— Среди стилизаций есть юмористические. Найдите их и попытайтесь определить, что вызывает юмористический эффект.

— Определите, каков будет объект вашей стилизации.

Пример стилизации

Школьника, зло усмехаясь, встречают дежурные грозно,

Мощной стеной возвышаясь, сияя улыбкой своею,

Взоры суровых дежурных полны и тоски, и безумства, —

Словно уже отгадали, что школьник без сменки пришёл.

Но устыдися о ты, проходящий без обуви сменной!

Знаешь ли ты, беззаботно из школы домой воротяся,

Что значит пол мыть шваброю с грязною тряпкой,

Горькие слёзы мешая с ржавой из крана водою? (А. Волкова)

После разбора чужих стилизаций создаются и обсуждаются собственные.

Тема № 4. «Роман (бессмертное произведение)с — это красивое страдание». Жанр романса, его виды. Истоки романса. “Взлёты и падения” жанра.

Роман (бессмертное произведение)с рождается на стыке фольклора и литературы, поэтому разговор о нём может быть дополнен изучением фольклорных произведений (при желании их можно выделить в отдельную тему). Помимо классического романса существует множество разновидностей романса бытового (жестокий, городской, сиротский, цыганский, тюремный, эмигрантский и т. п.). Популярность романса очень велика, так как в нём лучшие образцы высокой лирики встречаются с низовой, народной культурой. Переживания, отражённые в романсе, близки и понятны людям разного социального положения. На занятии романсы можно послушать (при желании спеть самим), а потом создавать стилизации.

Задания и вопросы для обсуждения

— Определите виды предложенных романсов. К какому относится ваша стилизация?

— Докажите свою точку зрения, обращаясь к лексике, образам романса.

— В чём особенность романса, названного “дурацким”, какие его отличительные черты? Если романс — это голос какой-то определённой группы людей, то чей голос олицетворяет “дурацкий” романс?

Тема № 5. «Рыцарство. Куртуазность». Своеобразие эпохи Средних веков. Литература. Рыцарская поэзия. Виды рыцарской поэзии. Ваганты. Трубадуры. Миннезингеры. Куртуазная лирика — это культура чувств.

Говоря о литературе этого периода, мы останавливаемся только на поэзии. А. С. Пушкин писал: “Поэзия проснулась под небом полуденной Франции — рифма отозвалась в романском языке; сие новое украшение стиха, с первого взгляда столь мало значащее, имело важное влияние на словесность новейших периодов... Трубадуры играли рифмою, изобретали для неё всевозможные изменения стихов, придумывали самые затруднительные формы”. Мы знакомимся с институтом рыцарства, с качествами, необходимыми для того, чтобы стать рыцарем, выясняем, почему появилось рыцарство, куртуазность, как они связаны с эпохой.

По средневековой поэзии работа проводится в двух направлениях.

    Составьте стихотворение по данным рифмам, учитывая сложную конструкцию, применённую трубадурами. Создайте стилизацию любого жанра: кансону, альбу, пасторелу, сирвенту, тенсону, партимену и т. д.

Задания и вопросы для обсуждения

— Определите, какой вид рыцарской поэзии представлен в стилизациях.

— Составьте схему рифм. Докажите, что от сложности рифм зависит смысл стихотворения.

— Как в предложенных работах отражается куртуазность эпохи?

— Что вызывает у вас улыбку при чтении стилизации?

Пример стилизации

Хранительница утренних лучей,

Царица синих звёзд, таинственных туманов!

Как много в красоте твоей чарующих обманов,

Как много сердцу пылкому расставлено капканов

В изящной простоте и нежности твоей!

О, дерзкий взмах ресниц, дрожащий свет очей —

Я сохраню тебя, прекрасное виденье,

Пусть ты мечта, предчувствие, томленье...

Вся жизнь моя — волшебное мгновенье:

Тебя увидев, пасть пред красотой твоей. (А. Волкова)

Тема № 6. «Удивительный сонет». Эпоха Возрождения. Живопись эпохи Возрождения. Сонет. Виды сонета. Своеобразие сонета.

Разговор о сонете проводится в рамках изучения эпохи Возрождения. Работать над этим жанром интересно, постоянно возникают какие-то открытия. Ребятам очень нравятся даже сами названия различных форм сонета: хвостатый, с кодой, половинный, перевёрнутый, двойной, безголовый, опрокинутый, сплошной, хромой — а ещё есть венок сонетов, книга сонетов и даже сонет… в прозе Даниила Хармса. Поэты писали не только сонеты, но и о сонете. Эпиграфом к занятию мы ставим слова из стихотворения Новеллы Матвеевой «К сонету».

На четырёх на бронзовых своих

Широких ножках, вроде львиных лап,

Четырнадцатистрочный прочный стих

Стоит в веках — и сдвинулся хотя б.

Задания и вопросы для обсуждения

— Анализируя строчки Новеллы Матвеевой, выделите особенности сонета, отмеченные ею.

— Определите вид сонетов, предложенных вам.

— Найдите в сонете тезис — развитие тезиса (или антитезис) — синтез.

— Какие темы раскрываются в сонете?

— Что будет, если написать сонет на бытовую тему?

— Что такое Венок сонетов?

— Среди стилизаций найдите удачные и неудачные. В чём состоят удачи и неудачи?

Пример стилизации

Сонет «Букашка»

Ползёт зелёная букашка

По глади тонкого листа.

Глядит на мир милашка

Сквозь тени солнечного дня.

С листка слетела на цветок,

Умылась чистою росой,

Что накопил в себе росток,

И нос припудрила пыльцой.

Вот наконец летит жучок,

Её приветливый дружок,

Недавно приглашённый в гости.

Он опоздал всего на час,

Но, коли прилетел сейчас,

Букашка на него не держит злости. (Е. Борисова)

Тема № 7. «Древняя Русь». Своеобразие исторического развития. Зависимость литературы от исторических событий: от воинских повестей, летописей — к повестям светским, сатирическим. Многообразие жанров: летописи, воинские повести, жития, челобитные, эпистолы, хожения, стихи, бытовые повести, поучения и т. д. Иконопись.

Это самый большой и самый трудный момент курса, поэтому стилизация создаётся здесь на заключительном этапе. На этом этапе мы пробуем прозаическую стилизацию. В основном работа проводится по выяснению особенностей летописей («Повесть временных лет»), повестей («Слово о полку Игореве», «Повесть о Тверском восстании», «Повесть о Ерше Ершовиче»), житий («Житие Сергия Радонежского», «Житие Александра Невского», «Повесть о Петре и Февронии»), челобитных («Калязинская челобитная»), хожений («Хожение Афанасия Никитина»), эпистол («Переписка Ивана Грозного с Курбским») и поучений («Поучение Владимира Мономаха», «Домострой»).

Задания формулируются отдельно по каждому жанру. Они направлены на выяснение содержательных, а также языковых его особенностей. Только после этого можно приступать к стилизации.

Тема № 8. «Восток — дело тонкое». Рубаи. Танка. Хокку. Цы. Бейт. Касыды. Своеобразие японской живописи.

Давая определение всем предложенным формам, мы останавливаемся подробно на японской поэзии.

Задания и вопросы для обсуждения

— В чём особенность японских хокку? Посчитайте количество слогов в каждой строке. При стилизации вы должны сохранить то же число слогов.

— Попробуйте представить картину, нарисованную в хокку. Можно ли сразу это сделать?

— В хокку присутствует два начала — природа и человек. Какое ведущее?

— Как вы понимаете слова А. Долина: “Всматривайтесь в привычное — и увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое — и увидите красивое, всматривайтесь в простое — и увидите сложное, всматривайтесь в частицы — и увидите целое, всматривайтесь в малое — и увидите великое”? Подтвердите их примерами из жанра хокку.

— Сравните японскую живопись с хокку. Чем они похожи? Докажите, что в живописи та же недосказанность.

— Напишите хокку.

Примеры стилизаций

Ветка мимозы

Стекло на воде.

Замёрзла пташка,

Упала в ладони мне. (О. Ермолина)

Под стеклом плачет рыбка.

Стучится в окно ко мне.

Вокруг тишина.

А ветер молчит.

Впустить или нет? (М. Григорьева)

Листья кружатся,

Солнце не греет совсем.

Люди печальны. (Ю. Ганина)

Тема № 9. «Стремление к бесконечности: романтический стиль». Своеобразие романтического героя, романтической ситуации, построения стихотворения.

Необходимо помнить, что романтическое произведение имеет свободную форму при строгом содержании. В основе его — определённая схема: двоемирие, контраст “здесь — там,” причём “здесь” — плохо, а “там” — хорошо, поэтому герой постоянно стремится “туда”, в какое-то непознанное “далёко”. В этом стремлении к бесконечному — суть романтизма.

Задания и вопросы для обсуждения

— Посмотрите, как в лучших образцах романтических стихов реализуется двоемирие?

— Как показан сам герой? Найдите глаголы, которые характеризуют его состояние. Какое движение обозначают эти глаголы?

— Какие образы помогают раскрыть характер героя: природные, городские, абстрактные?

— Посмотрите, как используется цвет, звук в романтическом стихотворении?

— Попробуйте создать романтические стихи (цветовые, звуковые).

— Выполните задания 1–4, анализируя детские стилизации, определяя удачные и неудачные моменты.

Примеры стилизаций

На сером причале стоит одиноко

Томимый мечтами о дальних просторах,

Покинутый всеми, забытый судьбою

Скиталец, измученный долгой ходьбою.

Но сердце пылает и дух непокорный

Влечёт всё сильней океан тот холодный.

Что там он найдёт? То ли смерть?

То ли радость?

Что будет наградой желанной за храбрость? (В. Грачёва)

Тема № 10. «Загадочный символизм. Акмеизм: на пути к вершине. Футуризм — искусство будущего». Эпоха модернизма. Особенности поэтических течений начала ХХ века.

Выделим с ребятами главные особенности поэтических течений модернизма.

Символизм полон стремления:

А) видеть глубину явлений;

Б) отражать мир в целом, а не отдельные его факты;

В) наполнить слова новым значением. Символ — средство прорваться в непознанное.

Акмеизм:

А) слово конкретно;

Б) внешняя простота, внутренняя глубина;

В) роль деталей.

Футуризм:

А) отрицание всего традиционного: формы, языка, синтаксиса;

Б) обилие заимствованных слов, неологизмов, варваризмов;

В) техническая, урбанистическая экзотика.

Задания и вопросы для обсуждения

— Сравнивая стихи всех трёх направлений, докажите, что в них много общего.

— Найдите в стихах отличительные признаки символизма, акмеизма и футуризма в синтаксисе, лексике, в образах.

— Посмотрите, какой цвет преобладает в стихах? А звук?

— Из предложенных стихотворений (без указания автора) определите, к каким направлениям они относятся.

— Просмотрите стилизации, выберите наиболее удачные, объясните ваш выбор.

Примеры стилизаций

Мерцанья звёзд холодный полусвет,

И лёгкий шёпот волн, и шелест трав,

И свет летящих в пустоте комет —

Всё это эфемерно. Он был прав,

Тот, кто сказал, что мир для нас тюрьма

И нет нам избавленья от невзгод... (Л. Михайлова)

И снова день, покрытый тенью.

Я вижу серые зонты.

Народ идёт как будто пленный.

И среди них... Ах, нет, не ты!

Я пленница хандры густой.

Вокруг царит холодный мрак

Вот твой стакан, увы, пустой

И грустный драповый пиджак. (Е. Ершова)

Вы, что сидите в ресторанах

И поглощаете вино!

Вы, что играете в болванов,

Уставившись в своё окно!

О вы, обглоданные рыбы!

Вы, стулья без одной ноги!

Вот вы романс сыграть смогли бы,

Подув на краешек фольги? (Л. Михайлова)

Вместо заключения

Читатель может подумать, что мы стремимся научить всех писать стихи. Это не так. Тем более мы не призываем упиваться графоманством и культивировать трепетное отношение к любым собственным поэтическим творениям. Наша задача в другом: дать почувствовать детям стиль автора — а значит, и его взгляд на мир — изнутри, заставить их ощутить “сопротивление материала”, поработать со словом, как ремесленник работает с глиной, железом, тканью. Может быть, тогда этот материал станет им роднее?


 
Как скачать бесплатное сочинение? Жми и сохраняй . И ссылка на это сочинение; “Стиль и стилизация”: десять тем для элективного курса уже в твоих закладках.
Вперед:
Назад:
Дополнительные сочинения по данной теме

  • Сентиментализм в языке повести. Особенности (примеры)

  • Сентиментальность: "Но всего чаще привлекает меня к стенам Симонова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы. Ах! я люблю те предметы, которые трогают моё сердце и заставляют меня проливать слёзы нежной скорби!" Чувствительность, близость к разговорной речи: "Матушка! Матушка! Как этому статься? Он барин, а между крестьянами..." - Лиза не договорила речи своей". "Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям", - думал он и решился - по крайней мере на
  • О творчестве Ф. Г. Лорки

  • Определяющей чертой творчества Гарсиа Лорки является связь с национальными фольклорными истоками. Оставаясь стабильной и тесной в течение всего творческого пути поэта, связь эта приобретала новые формы на разных его этапах. В ранний период Лорка в большей степени склонялся к литературной обработке фольклорного материала и народно-поэтической стилизации. На этапе зрелости он отдавал предпочтение фольклорно-мифологической традиции, которую использовал для отражения народного мировосприятия и создания оригинальных мифопоэтических картин. Важным фактором творчества поэта была установка
  • Фет Афанасий Афанасьевич

  • Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) - русский лирик, прославившийся как "поэт чувства" и "фанатик красоты". Будучи приверженцем "чистого искусства", он разрабатывал в своем творчестве "вечные" темы любви, красоты, природы, "поэзии души", искусства. Предположительно между 29 октября И 29 ноября 1820 г. - родился в поместье помещика Афанасия Шеншина, в селенье Новоселки Мценского уезда Орловской губернии; при рождении был записан под фамилией отца. ДАТЫ И ФАКТЫ…
  • Мопассан Ги де

  • Ги де Мопассан - французский писатель, автор классических романов и новелл, в которых принципы Реализма переплетаются с распространенными в литературе рубежа ХIХ–ХХ веков Натуралистическими и Импрессионистическими Тенденциями. Описание событий в романах и других произведениях Г. де Мопассана обогатило литературу ХIХ в. многообразными человеческими типажами, яркими описаниями быта и природы, утонченным Психологизмом. 5 августа 1850 г. - родился в Нормандии в старинной дворянской семье. Картины родного края, его нравы и дух впоследствии
  • Бальзак Оноре де

  • Оноре де Бальзак - французский прозаик, вошедший в историю литературы как создатель монументальной Эпопеи "Человеческая комедия", ставшей своеобразной летописью жизни общества первой половины ХIХ в. и одним из основополагающих произведений Реализма. 25 мая 1799 г. - родился в провинциальном городе Тур, в семье Бернара Франсуа Бальза, происходившего из крестьянской семьи, но сумевшего благодаря личным качествам стать управляющим городской больницы и помощником мэра. ДАТЫ И ФАКТЫ…
  • Информ письмо о НПК 6.02.2014

  • ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петербургский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВПО ПГУПС) Факультет «Экономика и социальное управление» Кафедра «Экономическая теория» Информационное письмо Уважаемые коллеги! Коллектив и Студенческое научное общество (СНО) кафедры «Экономическая теория» факультета «Экономика и социальное управление» Петербургского государственного университета путей сообщения (ФГБОУ ВПО ПГУПС) Приглашает Вас принять участие в Научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки на тему: «Проблемы управления социально-Экономическими процессами В народно-Хозяйственных системах» Конференция проводится 6 февраля 2014 года
  • Фильмография произведений А. П. Чехова

  • Произведения Антона Павловича Чехова чрезвычайно кинематографичны. Неудивительно, что фильмография по его произведениям содержит более пятисот наименований. Это художественные, анимационные фильмы, фильмы-спектакли и фильмы-концерты. Чехова экранизировали ещё в эпоху немого кино. Первый фильм по чеховским произведениям ("Хирургия", режиссёр Пётр Чардынин) появился в 1909 году - всего лишь через два года после рождения российского немого кинематографа. Чаще всего в своих фильмах режиссёры объединяют несколько чеховских рассказов в одну историю. Так, фильм Якова Протазанова "Чины