ТРИ МОРЯ



Сравнительная характеристика элегии В. А. Жуковского “Море”, стихотворений А. С. Пушкина “К морю” и Ф. И. Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное...”

Перед учителем, обдумывающим пути анализа художественного произведения на уроке, всегда встаёт проблема выбора самого оптимального варианта, который позволил бы углубить знания учащихся, развить определённые навыки, наконец, сделать урок насыщенным и интересным.

Этим условиям, на наш взгляд, отвечает приём сопоставления.

Обратимся к нему на уроке в 10-м классе при изучении творчества Ф. И. Тютчева и сравним три близких по тематике стихотворения: элегию В. А. Жуковского “Море”, “К морю” А. С. Пушкина и “Как хорошо ты, о море ночное...” Ф. И. Тютчева.

Цель урока: Углубить понятие об индивидуальности стиля, традициях и новаторстве в поэзии, подчеркнуть многогранность романтизма как литературного направления, показать разнообразие проблематики тематически близких лирических произведений.

Элегия Жуковского и стихотворение Пушкина уже знакомы десятиклассникам и будут рассмотрены на новом качественном уровне. Об особенностях поэзии Тютчева школьники также имеют представление, и потому сравнение позволит глубже осмыслить уже известное, уделить внимание деталям, творчески подойти к поставленной цели.

Предлагаем учащимся следующие вопросы для осмысления:

1. Сравните между собой элегию Жуковского “Море”, стихотворения Пушкина “К морю” и Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное...”. Найдите общее и различное в произведениях.

2. Какие краски, звуки создают образ моря в каждом из стихотворений? Какими художественно-изобразительными средствами при этом пользуются поэты?

3. Какую роль выполняет пейзаж в каждом из стихотворений? Как это связано с мировоззрением поэтов?

4. Определите проблематику предложенных произведений.

Тема “Человек и природа” всегда была глубоко органична для отечественной поэзии. Она неизменно ставила рядом с человеком всё многообразие природы и открывала ему глаза на “трепет жизни”, на мудрую целесообразность, величие и гармонию, красоту родной земли. Природа всегда оставалась для творца источником прекрасного и вдохновляющего. Часто одно и то же природное явление привлекало разных поэтов в разное время.

Высокое чувство природы тонко передаётся русской поэзией. Причём образ природы никогда не бывает замкнут только в пейзажные рамки, это всегда нечто большее. М. Эпштейн писал, что “анализ пейзажных мотивов помогает понять не только национальное своеобразие русской поэзии, но и её историческое движение, так как эти мотивы стоят вне истории. Перемены становятся очевидными на фоне чего-то неизменного”


 
Как скачать бесплатное сочинение? Жми и сохраняй . И ссылка на это сочинение; ТРИ МОРЯ уже в твоих закладках.
Вперед:
Назад:
Дополнительные сочинения по данной теме

  • Поэзия Ф. И. Тютчева

  • Эстетические взгляды Тютчева складывались под влиянием Пушкина. Ему Тютчев посвятил два своих сборника, именно с ним вел постоянный поэтический диалог. В стихотворении "29 января 1837 года" (день гибели Пушкина) Тютчев дает оценку деятельности и личности великого поэта, называет его "живым органом богов", благородным, светлым и чистым гением. Стали крылатыми слова из этого стихотворения: "Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет". В общем определить лирику Тютчева можно как философскую. Философская
  • Тест по творчеству Ф. И. Тютчева

  • 1. Под чьим влиянием складывались эстетические взгляды Ф. И. Тютчева? А. Ломоносова Б. Пушкина В. Лермонтова Г. Некрасова 2. Кому посвящены строки Ф. И. Тютчева "Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет"? А. Пушкину Б. Лермонтову В. Некрасову Г. Тредиаковскому 3. Как можно определить характер лирики Ф. И. Тютчева? А. Медитативная Б. Суггестивная В. Философская 4. Чьи традиции наследует Ф. И. Тютчев в теме любви к Родине? А. Пушкина Б. Лермонтова В. Некрасова 5. Кому принадлежат слова о человеке - "мыслящем тростнике"? А. Фету Б. Тютчеву В. Пушкину 6. Кто из
  • Ночное дежурство

  • Летом мы подолгу живём на даче в деревне. В деревне есть небольшой табун лошадей - двенадцать кобыл и два жеребца. Табун пасётся на лугах около реки, и нужно за ним присматривать. Днём за лошадьми смотрит пастух Василий Дмитриевич, а ночью ему помогают деревенские ребята. "В ночное" - так называют в деревне ночное дежурство, ребята должны ходить по очереди, но это так интересно, что каждый старается пойти вне очереди. Часто в
  • Криптограмма «В. А. Жуковский»

  • Разгадав ключевые слова и заменив размещённые в криптограмме числа буквами, вы сумеете прочесть прекрасные слова А. Пушкина о великом поэтическом наследии В. Жуковского. Ключевые слова: 16 1 10 20 19 1 — имя матери поэта до её крещения. 18 16 10 1 4 — персонаж рассказа В. Жуковского “Марьина роща”. 6 1 3 1 4 9 1 — стихотворение для детей, написанное поэтом. 13 4 7 16 16 5 22 —
  • Вопросы и ответы к стихотворению Ф. И. Тютчева «Живым сочувствием привета»

  • Сопоставьте стихотворение Тютчева с произведениями Пушкина "Поэт" и Лермонтова "Поэт". Тема этого стихотворения Тютчева, как и стихотворений Пушкина и Лермонтова с таким же названием, - поэтическое вдохновение. Однако они трактовали вдохновение как пришедшее свыше ("лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется", "порыв чудесный"). Поэт "к ногам народного кумира не клонит гордой головы". Поэт Тютчева также может быть "в толпе людей затерян", "порой доступен их страстям". Как и любой смертный, он может
  • Лирика Ф. И. Тютчева

  • Поэтическое мировоззрение имеет свою структуру. Эта структура может быть определена как “образ мира художника”, и этот образ развивается из некоторого “первоистока”. В стихотворном обращении к А. А. Фету Тютчев определил свой образ мира, свой поэтический дар как “инстинкт пророчески-слепой”. Этот инстинкт поэта, “пророчески-слепой”, обращает нас к мифу. Для Тютчева — и в этом он сходится с Платоном и Шеллингом — высшая цель поэзии есть творчество мифов. Почти все великие создания
  • Единство мира природы и внутреннего мира человека в поэзии Тютчева

  • Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья, И в оный час явлений и чудес Живая колесница мирозданья Открыто катится в святилище небес... Ф. И. Тютчев В отличие от Пушкина или Фета, Тютчев не просто отзывался стихами на то, что происходило вокруг, не только передавал собственные чувства и настроения с помощью увиденного в лесу, в поле или в небе. Нет, важнейшая тема его поэзии - хаос мироздания, Вселенной, страшная, непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека: