«Война и мир»: повторение пройденного



В темах сочинений по роману «Война и мир», предложенных для выпускного экзамена, встречаются такие, которые связаны с образами Николая Ростова и княжны Марьи. Предлагаем материал для повторения этих тем.

Николай Ростов

Примерные вопросы и задания

1. Какие фамильные качества характера свойственны Николаю Ростову?

2. Найдите эпизоды, в которых у Николая Ростова проявляется любовь к людям.

3. Как реализует Толстой идею о гармоничном слиянии человека, единении с миром, создавая образ Николая Ростова?

4. Найдите и проанализируйте эпизод ранения.

5. Почему Ростов добровольно идёт служить в армию? Как он относится к службе? к товарищам? Как и когда меняется его отношение к войне?

6. Как реализуется мысль Толстого о роевом начале в характере Ростова?

7. Как раскрывается герой в отношении к Соне и княжне Марье?

8. Какие качества характера Николая Ростова открываются в эпилоге?

9. Какой личный и общественный конфликт заложен в эпилоге романа-эпопеи в связи с репликой Николая Ростова, обращённой к Пьеру Безухову?

10. Как мысль Толстого об участии обычного человека в историческом процессе связана с образом Николая Ростова?

Граф Николай Ильич Ростов — один из главных героев романа. Л. Н. Толстому казалось важным подробно осветить его жизнь, так же как и судьбы князя Андрея и Пьера. Каждый из этих трёх персонажей по-своему дорог автору. Если Болконский и Безухов проходят путь исканий, то Ростов изначально внутренне самосогласованный человек.

Выросший в любящей семье, он прост, открыт миру и людям, доверчив. У Николая есть ценнейшее качество Ростовых: он и сам умеет преданно любить. Это проявляется не только в его чувстве к Соне. Глубже всего его способность любить человека понял Денисов, когда Николай, заступившись за честь спасённой им хорошенькой польки, готов был вызвать на дуэль своего товарища по полку:

“Когда офицер ушёл и Денисов… стал упрекать… за вспыльчивость, Ростов сказал ему:

— Как же ты хочешь… Она мне как сестра, и я не могу тебе описать, как это обидно мне было… потому что… ну, оттого…

Денисов ударил его по плечу и быстро стал ходить по комнате, не глядя на Ростова, что он делывал в минуты душевного волнения.

— Экая дуг’ацкая ваша пог'ода Г'остовская, — проговорил он, и Ростов заметил слёзы на глазах Денисова”.

Ростовская порода сказывается и в том, что герой глубоко чувствует своё единение с жизнью и людьми. То, что открывается Болконскому и Безухову на одном из их жизненных этапов, дано Ростову изначально. Это ярко проявляется в эпизоде, когда Николай приветствует весь мир, случайно столкнувшись с хозяином дома, где он ненадолго остановился на постой. “Оба эти человека с счастливым восторгом и братскою любовью посмотрели друг на друга, потрясли головами в знак взаимной любви и, улыбаясь, разошлись”. “Да здравствует весь мир!” — восклицают хозяин и русский офицер. Радость бытия, человеческое единение звучат в этой короткой фразе. Знаменательно, что важную для Л. Толстого тему любви ко всему живому первым в романе поднимает Николай Ростов, неспособный к глубоким философским размышлениям, но умеющий жить сердцем.

Д. И. Писарев заметил, что “у Ростова… идеалы, кумиры и авторитеты, как грибы на каждом шагу вырастают… Веровать и любить слепо, страстно, беспредельно — это неистребимая потребность его кипучей природы”. Эти особенности личности многое поясняют в характере героя.

Толстой не скрывает некоторой ограниченности интеллекта своего героя, зато у Ростова добрая, честная, чуждая расчёта душа. В нём много гусарства, он не воспринимает себя отдельно от своего полка. Но когда честь полка оказывается под угрозой и, чтобы спасти её, он должен смолчать, а потом солгать, выясняется, что Ростов, готовый на любые испытания, органически не способен ко лжи.

Как и многим другим персонажам романа, молодому человеку поначалу кажется, что война — это подвиги, награды, воинское братство и пирушки. Моментом прозрения на войне становится ранение. “И зачем я пошёл сюда!” — восклицает герой. Восклицает, но не вопрошает. Он переживает страх, одиночество, физические страдания, но они не приводят Ростова к мучительным вопросам бытия. У него есть готовый ответ: “Мы солдаты и больше ничего”. Неспособность определить своё отношение к событиям, свидетелем и участником которых он является, — одна из главных черт духовного мира героя.

Но, по мысли Толстого, бессознательно действующий Ростов, ежедневно занятый своими конкретными обязанностями и делами (так же как и тысячи других солдат и офицеров), играет немаловажную роль в победе над врагом. Автор романа считал, что историю делает не воля отдельной (пусть даже великой) личности, а именно эта бессознательная, роевая жизнь множества обычных людей, соединение воли каждого из них в одну. И в этом герой близок кутузовскому началу.

Конечно, Ростов — герой войны, он пошёл на неё, руководствуясь представлениями о дворянской чести, и ни разу ни в чём не поступился ею. Он был ранен, неоднократно принимал участие в военных действиях и сохранил человечность (достаточно вспомнить, как он берёт в плен французского офицера). Ростов не произносит высоких слов о патриотизме, но своим поведением, отношением к службе, к товарищам и врагам он проявляет себя как истинный патриот, и на бесчеловечной войне он остаётся человеком.

Граф показан и помещиком. Поведение Ростова характерно для него во время бунта в Богучарово: он даже не поинтересовался его причинами. Перед ним, дворянином, собрались мужики, которые осмелились ослушаться свою госпожу, и его гнев страшен. Но, несмотря на гневливость и требовательность, именно Ростов оказывается тем барином, о котором после его смерти у крестьян сохранилась долгая память как о настоящем хозяине, заботившемся о мужике.

В эпилоге Николай Ростов выведен прекрасным семьянином и рачительным хозяином. Его любят близкие и друзья. В нём по-прежнему уживаются совестливость, прямота, чувство единения с миром и людьми, бескомпромиссность и… ограниченность.

“Ну какое мне дело до всего этого там — что Аракчеев нехорош и всё, — какое мне до этого дело было, когда я женился и у меня долгов столько, что меня в яму сажают, и мать, которая этого не может видеть и понимать. А потом ты, дети, дела”, — признаётся он своей жене. В этой фразе — весь Ростов. Он никогда не мог охватить умом те большие исторические события, участником которых являлся; рутинные заботы заполняли и заполняют его жизнь.

По меткому замечанию Наташи, у Николая “есть эта слабость, что если не принято всеми, он ни за что не согласится”, поэтому он горячится и произносит жестокие слова в споре с Пьером: “Ты говоришь, что у нас всё скверно и что будет переворот; я этого не вижу; но ты говоришь, что присяга условное дело, и на это я тебе скажу: что ты лучший мой друг, ты это знаешь, но, составь вы тайное общество, начни вы противодействовать правительству, какое бы оно ни было, я знаю, что мой долг повиноваться ему. И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить — ни на секунду не задумаюсь и пойду. А там суди как хочешь”.

«Война и мир» — произведение, затрагивающее многие темы, в частности это ещё и роман об истории отечества и обычном человеке, который может не знать, недопонимать и даже не задумываться о своей роли в историческом процессе. Но, по мысли Толстого, именно его участие (как и участие тысяч таких же обычных людей) является определяющим в том, как развиваются события, которые становятся историей страны.

Княжна Марья

Вопросы для повторения

1. Л. Н. Толстой о предназначении женщины.

2. Какими качествами характера наделил автор княжну Марью?

3. Как княжна Болконская относится к светской жизни?

4. В чём княжна видит свой долг?

5. Как относится героиня к войне? Как проявляется её близость к народу?

6. В каких эпизодах раскрывается патриотизм княжны Марьи?

7. Какие фамильные черты проявляются в характере героини?

8. Какие качества характера объединяют княжну Марью и Николая Ростова?

9. Какие качества Ростова высоко оценила княжна?

10. Какой предстаёт графиня Мария Николаевна Ростова в эпилоге романа?

В изображение исторических событий начала XIX века Л. Н. Толстой вносит некоторые черты своего времени. В частности, обращается к вопросу середины века о роли женщины в семье и обществе. Каждый из русских писателей по-своему раскрывает его в своих произведениях, достаточно вспомнить героинь Чернышевского, Тургенева, Гончарова.

По мысли Л. Н. Толстого, высокое предназначение женщины — быть матерью, женой и помощницей мужу. Такое воззрение было, с одной стороны, традиционным, с другой — вызывающим, потому что к этому времени общество уже вполне захватили новые идеи эмансипации женщины.

Эту свою мысль Толстой развивает, изображая Наташу Ростову, но она не единственная героиня, судьбу которой пристально прослеживает автор: немаловажная роль отведена Соне и, конечно, княжне Марье.

Княжна Мария Николаевна Болконская — один из главных женских персонажей романа. Её образ сразу привлекает внимание и надолго запоминается. В покорности, терпении и безропотном подчинении отцу видит она свой дочерний долг.

Светская московская и петербуржская жизнь проходит перед ней в письмах подруги, но она далека от интересов светского общества. Княжна — глубоко религиозный человек, ею движет постоянное недовольство собой, желание быть лучше и чище. Она привечает странников и юродивых, мечтает стать странницей сама, единственное, что её удерживает — это чувство долга перед родными людьми, которое согрето её глубокой и искренней любовью. Она заменяет маленькому Николеньке мать; в трудный момент разлада Болконских доброе сердце княжны Марьи объединяет семью и не даёт ей распасться; движимая чувством сестринского долга, любовью и тревогой за брата, пускается она в дальний и нелёгкий путь, узнав о ранении князя Андрея.

Она испытывает к близким не только дочернее или сестринское чувство, но и христианскую любовь. Долг и вера, любовь к Богу и любовь к людям являются ведущими качествами характера княжны Марьи. Колоссальная и невидимая работа её души находит отклик в сердце князя Андрея: “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал: вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что ещё оставалось во мне, ежели бы я был жив”, — думает он после Бородинского сражения. К княжне Марье обращены и последние самые нежные, ласковые слова любви и благодарности умирающего отца.

То, что князю Андрею открылось как ответ на его духовные искания, княжне дано изначально. Она живёт любовью к людям, она существует для других. И разговор о войне как об огромной беде впервые поднимает именно она в ответном письме к Жюли: “Отец мой только и говорит, что о походах и переходах, в чём я ничего не понимаю, и третьего дня, делая мою обычную прогулку по улице деревни, я видела раздирающую душу сцену. Это была партия рекрут, набранных у нас и посылаемых в армию. Надо было видеть состояние, в котором находились матери, жёны и дети тех, которые уходили, и слышать рыдания тех и других! Подумаешь, что человечество забыло законы своего божественного спасителя, учившего нас любви и прощению обид, и что оно полагает главное достоинство своё в искусстве убивать друг друга”. В этих строках юной княжны видны и её религиозность, и близость к народу, и глубокое женское интуитивное чувство правды. Мысли, высказываемые ею, оказываются созвучны тем, к которым придёт Пьер после знакомства с Каратаевым.

Война не обходит стороной ни один дом, ни одну семью, настигает она и княжну Марью. И тут проявляются и её патриотизм, и фамильная гордость, и решительность, и резкость: “«Чтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! Чтоб она, дочь князя Николая Андреича Болконского, просила господина генерала Рамо оказать ей покровительство и пользовалась его благодеяниями!» — эта мысль приводила её в ужас, заставляла её содрогаться, краснеть и чувствовать ещё не испытанные ею припадки злобы и гордости <…> Для неё лично было всё равно, где бы ни оставаться и что бы с ней ни было; но она чувствовала себя вместе с тем представительницей своего покойного отца и князя Андрея. Она невольно думала их мыслями и чувствовала их чувствами”.

Княжна Марья, занятая тяжкими заботами об умирающем отце, о не воспринимающих её благодеяний крестьянах, сама не осознавая того, является, по мысли Толстого, частицей той большой роевой жизни, которая уже определяет судьбу страны. В поведении этой девушки, так же как и в поведении Ростовых, покидающих Москву, как и в поведении других персонажей, оставляющих свои дома, проявляется кутузовское начало, слияние своей жизни с жизнями множества таких же обычных людей.

По мысли Толстого, душевная личная жизнь человека не прерывается никогда, даже в самые трудные исторические моменты. Встреча с Николаем Ростовым в Богучарово не только позволила княжне избежать унижения и позора неприятельского покровительства, не только помогла пережить смерть отца, но пробудила в ней загнанное внутрь и тщательно скрываемое от себя самой желание обычного человеческого счастья. “Все сложные законы человечества сосредотачивались для неё в простом и ясном законе — законе любви и самоотвержения”, — говорит о ней автор. Он неоднократно описывает чудный одухотворённый взгляд девушки, отражающий работу её души. Чуткий сердцем, Николай Ростов мгновенно понял, что перед ним необыкновенный человек, и высоко оценил самопожертвование княжны Болконской. Настолько высоко, что впервые в жизни почувствовал, что, возможно, поторопился, связав себя обещанием с Соней.

Естественное, искреннее самопожертвование и любовь княжны Марьи в корне отличается от расчётливого поведения Сони. Цель княжны — счастье другого человека (достаточно вспомнить сватовство Курагина), цель Сони — собственное счастье.

Встретив Ростова в Воронеже, влюблённая княжна и не ждёт взаимного чувства, она надеется лишь на доброе, тёплое, дружеское участие. Но “встреча с княжной Марьей в церкви (Николай чувствовал это) засела ему глубже в сердце, чем он это предвидел, и глубже, чем он желал для своего спокойствия. Это бледное, тонкое, печальное лицо, этот лучистый взгляд, эти тихие, грациозные движения и главное — эта глубокая и нежная печаль, выражавшаяся во всех чертах её, тревожили его и требовали его участия <…> именно в этой печали, выказывавшей всю глубину этого чуждого для Николая духовного мира, он чувствовал неотразимую привлекательность.

«Чудная должна быть девушка! Вот именно ангел! — говорил он сам с собою. — Отчего я не свободен, отчего я поторопился с Соней?» И невольно ему представлялось сравнение между двумя: бедность в одной и богатство в другой тех духовных даров, которых не имел Николай и которые потому он так высоко ценил”.

Выйдя замуж, Мария Николаевна все свои нравственные силы отдаёт семье. Так же как Пьер казался себе лучше, отражаясь в глазах Наташи, Николай Ростов становится лучше, окружённый светом любви своей жены: “…Это неустанное, вечное душевное напряжение, имеющее целью только нравственное добро детей, — восхищало его. Ежели бы Николай мог сознавать своё чувство, то он нашёл бы, что главное основание его твёрдой, нежной и гордой любви к жене имело основанием всегда это чувство удивления перед её душевностью, перед тем, почти недоступным для Николая, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена.

Он гордился тем, что она так умна и хороша, сознавая своё ничтожество перед нею в мире духовном, и тем более радовался тому, что она с своей душой не только принадлежала ему, но составляла часть его самого”. Её мир, который очень ценит Ростов, является для него важным жизненным ориентиром. Жена становится его совестью, мерилом правоты его мыслей и поступков.

Любовь Марии Николаевны выражается во множестве мелких житейских подробностей: боязнь оказаться навязчивой, робость перед обожаемым мужем, дневники, посвящённые детям, недовольство собой за недостаточное выражение любви к племяннику — во всём этом, по мысли Толстого, проявляется истинная красота графини Ростовой. Она выполняет самую высокую женскую миссию — быть духовным стержнем своей семьи в самом широком значении этого слова.

Этот материал может быть использован при написании сочинений на темы:

    Образ русского воина в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». “Чистота нравственного чувства” в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Внутренняя красота человека в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Тема любви в романе Л. Н.Толстого «Война и мир». “Мысль семейная” в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

 
Как скачать бесплатное сочинение? Жми и сохраняй . И ссылка на это сочинение; «Война и мир»: повторение пройденного уже в твоих закладках.
Вперед:
Назад:
Дополнительные сочинения по данной теме

  • Лев Николаевич Толстой. Краткое изложение текста

  • Проза Война и мир. Том первый История создания романа "Война и мир" Анализ текста Психологические приемы, использованные в романе Наташа Ростова после смерти князя Андрея Критика о романе "Война и мир" Н. Н. Страхов Н. А. Бердяев В. В. Вересаев Темы сочинений "Богатство душевного мира героев Л. Н. Толстого" "Дети в изображении Л. Толстого" "Познавательные сказки Л. Н. Толстого" "Рассказы Льва Толстого о животных" "Реализм Л. Н. Толстого в изображении войны"
  • Проблема становления молодого человека в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Образ Николая Ростова

  • Становление молодых людей, формирование их взглядов, привычек, готовность подражать таким сильным личностям, как Наполеон, умение найти свое место в жизни, преодолеть ошибки, "вызывать" себя на "суд совести" - вот далеко не полный перечень вопросов, которые интересовали Л. Н. Толстого, когда он представлял читателю молодое поколение. Непросто понять и оценить высокие требования к себе князя Андрея Болконского, сложные искания смысла жизни Пьера Безухова, его ошибки, а часто просчеты, "уродства" поведения и
  • Очень нужно сочинение на завтра мысль семейная в романе война и мир не большое только и самое основное)

  • Роман "Война и мир" можно рассматривать и как семейную хронику. Основу «мысли семейной» романа составляют пять семейств: Ростовы, Болконские, Курагины, Безуховы, Друбецкие. Любуется автор и Ростовыми, и Болконскими, а презирает мир Курагиных, Друбецких. Семья Ростовых привлекает теплотой, жизнерадостностью, добросердечием и гостеприимством. Хлебосольство Ростовых славится по всей Москве. Внутренняя атмосфера дома князя Николая Андреевича Болконского другая: царит дух замкнутости, спартанской сдержанности, в этой семье не принято откровенничать, а слова любви
  • Музыка Пети Ростова (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)

  • Война и мир... Эти две темы в романе Толстого слились воедино. А сами понятия "война" и "мир" противоречат друг другу. Ведь что самое ужасное в человеческой жизни - в одной и сразу во всех человеческих жизнях? Война. И самое прекрасное в жизни - мир. "Война - найпротивнейшее человеческому естеству состояние", - говорит автор романа. Пятнадцатилетний Петя Ростов отправляется на войну. Мальчик, всеми любимый в семье, решает, что нельзя сидеть дома, пока
  • Роль эпизода «Тильзитский мир». в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

  • Встреча двух императоров в Тильзите 25 июня 1807 г. Гравюра Куше-сына с рисунка Свебаха. В романе-эпопее «Война и мир» есть множество небольших, но исключительно значимых эпизодов, которые, не влияя на развитие сюжета и не являясь решающими для судеб главных героев, становятся важными для романа как целого, соединяющего в себе множество идей о человеке, истории и мироздании вообще. В Тильзите не происходит событий, которые в жизни героев имели бы такое значение, как мир
  • В чём не сомневался Николай Ростов

  • Николай Ростов – герой романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, – вернувшись после длительного отпуска в свой полк, быстро почувствовал преимущества полковой жизни перед московской. В частности, “в полку было известно... кто хороший, кто дурной человек, и главное – товарищ”. Эта особенность полковой жизни заслуживает серьёзного рассмотрения. Отметим сначала, что Николай Ростов не сомневался, что людей можно отличать по признаку “хороший” – “дурной”. Он даже различал понятия “хороший человек”
  • Особенность творчества Л. Н. Толстого

  • Описание событий в романах и других произведениях Толстого определяется нравственно-философской проблематикой. Главным объектом познания является жизнь человеческой души. Социальные противоречия современной ему действительности Толстой показывал с нравственных позиций патриархального крестьянства. Одна из кардинальных идей его творчества - нравственное совершенствование, которое рассматривалось как условие возрождения человека и общества. Важнейшей особенностью творчества Толстого является "диалектика души", которая определилась уже в первых произведениях ("Детство", "Отрочество", "Юность") и развилась в его романах ("Анна Каренина", "Воскресение",