Вопросы и ответы к рассказу С. Цвейга «Невозвратимое мгновение»



Оцените рассуждение автора, которым он начинает миниатюру: "Судьбу влечет к могущественным и властным. Годами она рабски покорствует своему избраннику - Цезарю, Александру, Наполеону, ибо она любит натуры стихийные, подобные ей самой - непостижимой стихии". С чем вы согласны и с чем не согласны в этом рассуждении?

Многие читатели не хотят принять стремление автора сделать судьбу почти живым и реальным участником и судьей событий.

Такое толкование едва ли может удовлетворить читателя-реалиста. Непреодолимая сила судьбы, рока не приемлется большинством читателей. Чаще в споре по этому поводу противники всевластия судьбы выдвигают как важнейшие доказательства важность конкретных обстоятельств и их неожиданного стечения и взаимодействия.

У рассуждения есть и продолжение, которое касается обычных людей. Внимательно прочитайте и согласитесь или поспорьте: "Но иногда - хотя во все эпохи лишь изредка - она вдруг по странной прихоти бросается в объятия посредственности. Иногда - и это самые поразительные мгновения в мировой истории - нить судьбы на одну-единственную трепетную минуту попадает в руки ничтожества. И эти люди обычно испытывают не радость, а страх перед ответственностью, вовлекающей их в героику мировой игры, и почти всегда они выпускают из дрожащих рук нечаянно доставшуюся им судьбу".

Мы видим, что и это суждение столь же романтично и пронизано верой во всевластие судьбы. У человека обычного, того, кого Цвейг именует посредственностью, практически нет шансов на главную роль в событиях, и он, как правило, на это и не претендует: иные возможности порождают и иные запросы. И способность реально оценивать свой масштаб требует от обычного человека ничуть не меньшего мужества, чем такая же способность у человека гениального. Для Цвейга важны только великие люди и перед ними он не только преклоняется сам, но и с полным убеждением заставляет склонить голову и саму судьбу. Для большинства людей такая заносчивость и аристократизм не свойственны и мы с уважением смотрим на судьбу любого человека.

В чем вы видите особенности композиции исторической миниатюры? Можно ли считать, что она полностью отражена в названиях главок миниатюры? Попробуйте обосновать свой вывод.

Главы новеллы: "Груши", "Ночь в Кайу", "Утро Ватерлоо", "Ошибка Груши", "Решающее мгновение в мировой истории", "После полудня", "Развязка", "Возврат в повседневность". Композиция новеллы полностью отражена в названиях глав, которые ее составляют и отчетливо подчеркивают ее кульминацию: едва ли может быть два решающих мгновения у одной истории. Оценивая роль каждой из крохотных главок новеллы, мы видим, как подготавливается кульминация: накапливаются сведения, которые связаны с Груши, обрушиваясь затем его ошибкой и приводя к поражению. Естественно также, что "Возврат в повседневность" - своеобразный эпилог.

Внимательно перечитайте кульминационную главку. Согласны ли вы с ходом рассуждений и выводами автора?

Автор настойчиво убеждает нас, что именно та секунда, в которую Груши решил слепо следовать приказу Наполеона, предопределила поражение под Ватерлоо. Груши не пришел на помощь, и армия Наполеона была разбита. Автор видит только такое объяснение событий. Военная история знает множество трудов, которые оценивают это событие, и не нам, читателям без специальной подготовки, предлагать свое решение. Но очевидно также и то, что теперь военная наука определила то множество причин, которые породили это событие. И нам, читателям, имеющим определенные взгляды на ход истории, решение Цвейга не кажется единственно верным. Решение писателя очень эффектно с точки зрения яркости преподнесения событий, оно носит чисто эмоциональный характер, и чаще всего мы, подумав, от него отказываемся. Художественный текст живет в этой новелле так напряженно, как это часто свойственно драматургии.

Попробуйте дать хотя бы краткую характеристику одному из исторических героев, изображенных на страницах этой миниатюры.

Среди героев, которые изображены в новелле, наиболее полно дан Груши. Именно ему посвящена первая глава новеллы и в ней - четкая характеристика этого человека. "Груши - человек заурядный, но храбрый, усердный, честный, надежный, испытанный в боях начальник кавалерии, но не больше, чем начальник кавалерии… Что Груши не герой и не стратег, а только надежный, преданный, храбрый и рассудительный командир, - Наполеону хорошо известно… На одно мгновение, на один день скромный Груши покидает свое место в военной иерархии, чтобы войти в мировую историю. Только на один миг, но какой миг!" Так происходит наше знакомство с Груши. И в главе "Ошибка Груши" мы узнаем, как эта ошибка определила поражение Наполеона. И описание этого события - завершение рассказа о судьбе Груши как героя истории.

Как бы вы охарактеризовали главные особенности творчества Стефана Цвейга, которые заметили в этой миниатюре или в других, прочитанных вами произведениях? Приведите примеры из текста.

Произведения Стефана Цвейга отличают драматизм повествования, стремительность развития сюжетов, напряженность изображения характеров, насыщенность языка, романтичность и приподнятость манеры повествования. В учебнике-хрестоматии вы прочли одну из новелл цикла "Звездные часы человечества". Само название этого цикла дает возможность ощутить отношение писателя к истории и ее героям. Автора привлекает яркость, сила, необычность, отталкивает серость и обыденность. Даже в ординарном герое - Груши - он находит краткий отблеск славы.


 
Как скачать бесплатное сочинение? Жми и сохраняй . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к рассказу С. Цвейга «Невозвратимое мгновение» уже в твоих закладках.
Вперед:
Назад:
Дополнительные сочинения по данной теме

  • Многофункциональное игровое пособие для дошкольников своими руками

  • Дидактическая игра для дошкольниковсвоими рукамиМногофункциональное игровое пособие «Чудо-дерево»Автор: Тырданова Нина Николаевна, воспитатель ГБДОУ № 27 Кировского района, г. Санкт-Петербург Данное пособие предназначено для детей дошкольного возраста, педагогов и родителей. Мягкая и лёгкая основа пособия, безопасный способ крепления («липучки»)позволяют быстро перемещать его и закреплять во многих, доступных для ребёнка местах. Дети младшего возраста активизируют словарь (Д/игра «Назови части дерева», «Кто прилетел?»). Старшимдошкольникам пособие помогает совершенствоватьграмматический строй речи и связную речь. Консультация
  • Островский Александр Николаевич

  • Александр Николаевич Островский - русский драматур, утвердивший принципы Реализма на отечественной сцене и поднявший национальный театр на принципиально новый уровень. Театр Островского, насчитывающий более 700 действующих лиц и охватывающий все социальные слои, представляет собой своеобразную энциклопедию быта и нравов целой эпохи в истории России. 12 апреля 1823 г. - родился в семье юриста, в Замоскворечье - старинном купеческом и чиновничьем районе Москвы. ДАТЫ И ФАКТЫ…
  • Рисование осеннего натюрморта в детском саду

  • Урок рисования в подготовительной группе на тему ОсеньМастер-класс "Осенний натюрморт "Автор: Платнова Марина Михайловна, воспитатель подготовительной группы ГБОУ СОШ №289 (детский сад №1867) города Москвы. Назначение работы: мастер-класс предназначен для воспитателей старших групп, педагогов дополнительного образования, детей и родителей. Цель: Создание «осеннего натрморта» – башмачка с листьями. Задачи: - Познакомить с жанром живописи - натюрмортом. Вызвать интерес к творческой работе, любовь к природе. - Продолжать учить детей рисовать простым
  • Тип литературный

  • Тип литературный - Художественный образ человека, в котором воплощены черты, выражающие характерные особенности определенной социальной или психологической группы: общественно-политической, национальной, психологической и т. д. Типическое проявляется в индивидуальной, неповторимой форме, без чего типический образ теряет художественную убедительность. Принципы типизации в литературе многообразны. Литературный тип может строиться по законам реалистического искусства, романтического, символистского и т. д. Особый характер имеет сатирическая типизация, где широко применяются элементы условности (преувеличение, гротеск и т. д.).
  • Краткое содержание романа «Война и мир» Л. Н. Толстого (Эпилог, часть вторая)

  • Эпилог Часть вторая Глава I Рассуждения автора об изучении историками жизни человека. Глава II О силе, которая движет и управляет народами. Полемика с историками, понимающими эту силу как власть, присущую героям. Глава III Рассуждения о силе, создающей исторически события. Полемика с историками, пишущими истории отдельных лиц. Глава IV Рассуждения о назначении власти. Власть как совокупность воли масс. Противоречия историков по вопросу власти. Глава V Рассуждения автора о том, что жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей и что власть исторических
  • Внимание учащихся 5 класса! Задачи на логику

  • Задача 1. В корзине лежат яблоки, груши и персики - всего 37 плодов. Яблок в корзине в два раза больше, чем персиков, и на 3 штуки больше, чем груш. Сколько в корзине яблок, груш, персиков? Задача 2. Запишите все делители числа 24. Запишите все числа, меньшие двухсот, которые кратны этому числу. Задача 3. Из двух городов, расстояние между которыми 100 км, одновременно выехали навстречу друг другу два велосипедиста, скорости которых 12 км/ч и 14 км/ч. Каким будет расстояние между велосипедистами
  • Тест к роману «Петр I» А. Н. Толстого

  • 1. Какая проблема является основной в романе А. Толстого "Петр Первый"? А. Самозванство в России Б. Народ как главная сила истории В. Купечество как созидающая сила Г. Личность и история Д. Свобода личности 2. Какие события русской истории отражены в романе А. Толстого "Петр Первый"? А. Восстание стрельцов Б. Поход Грозного на Казань В. Крымская война с татарами Г. Битва на Чудском озере 3. Как трактуется личность царя в романе А. Толстого "Петр Первый"? А. Как антихриста Б. Как безумца В. Как трагического одиночки Г.