Вопросы и ответы к теме «Герои произведений»



Проверьте свою память и назовите произведения, в которых вы встречали имена героев: Святогор, Артур, Ланселот, Роланд, Герасим, Людмила, Мизгирь, Руслан, Татьяна.

Святогор встречался в былинах; Герасим и Татьяна - в повести И. С. Тургенева "Муму"; Людмила и Руслан - в поэме А. С. Пушкина "Руслан и Людмила"; Мизгирь - в "Снегурочке" А. Н. Островского. Знакомство с героями, имеющими имена Артур, Ланселот, Роланд, у вас еще впереди.

Существуют ли в произведениях герои без имени? Вспомните их.

Множество таких героев вы увидели в пьесе А. Н. Островского "Снегурочка". В списке действующих лиц пролога есть такое указание: "Берендеи обоего пола и всякого возраста. Свита Весны, птицы: журавли, гуси, утки, грачи, сороки, скворцы, жаворонки и другие". Герои без имени встречаются почти в каждом художественном произведении.

Какие произведения названы именами своих героев?

Именами героев названы многие художественные произведения. Это "Руслан и Людмила", "Снегурочка". Иногда имя героя входит в словосочетание, которое является названием произведения, как, например, "Приключения Тома Сойера", "Приключения барона Мюнхгаузена", "Алиса в Стране чудес".

В каждом произведении вы узнавали об имени героя: иногда вы узнавали его из названия произведения, иногда - из реплик других героев, иногда - из разъяснений автора. Вспомните такие случаи и приведите примеры.

Имя героя иногда мы узнаем из названия произведения: "Приключения Калле Блюмквиста", "Рассказ о первом путешествии Синдбада-морехода". Можно узнать имя героя и из реплик других героев. Так, мы узнаем имена многих героев поэмы "Руслан и Людмила" и из реплик других героев и из разъяснений автора.

В драматических произведениях - пьесах перечень имен героев дается в специальном списке, который называется афишей. Так, в "Снегурочке" такой список есть перед прологом и перед каждым действием пьесы.

Попробуйте составить краткий рассказ об одном из героев произведений, помещенных в учебниках-хрестоматиях 5 и 6 классов.

Приведем пример одного из таких рассказов (он записан учителем со слов ученика).

"Во время Отечественной войны 1812 года Петя Ростов попал в партизанский отряд. Он был смелый и решительный подросток и мечтал о подвиге. Ему удалось удачно съездить в разведку во вражеский отряд, и он первым ворвался к французам во время нападения. Его смелость принесла партизанам победу, но сам Петя погиб. Так смелость и решительность подростка помогли ему совершить подвиг".

Монологи каких героев вы помните наизусть? Вспомните и прочтите.

Чаще всего запоминаются монологи из стихотворных произведений. Многие любят исполнять фрагменты из поэмы А. С. Пушкина "Руслан и Людмила". Легко запоминаются и монологи из сказок, особенно если они в вариантах повторяются несколько раз (обычно три раза).

Дайте речевую характеристику одного из литературных героев.

Речевая характеристика литературного героя интересна тогда, когда она помогает понять этого героя, его характер, поступки.

Так, речевая характеристика Тома Сойера должна показать, что он хорошо владел словом и был фантазером. Том был многословен и всегда готов говорить о своих выдумках и замыслах. Он плохо умел слушать своих собеседников и поэтому часто попадал впросак. При этом можно поискать и любимые слова героя и определить, как он строит свои предложения. Так, Том иногда перебивал сам себя и не всегда дослушивал своих собеседников.

Как же говорил Гек Финн? В его речи были ошибки, она не была связной и плавной. Он знал не так много слов, как Том. Но речь Гека была точной и никогда не отвлекала его от главного - того, о чем он начал говорить.

Можно создать и речевую характеристику Маши, используя дневник, который создала девочка. Именно в дневнике она сохранила некоторые разговорные фразы, поэтому ее письменная речь помогает понять, какой была речь устная.

Как можно охарактеризовать отношение авторов приключенческих книг к своим героям? Возможно ли дать этим героям краткие характеристики?

Едва ли существует приключенческое произведение, в котором читатель не определил сразу, кто из героев "хороший", а кто "плохой" по оценке автора. Сюжет каждого приключенческого произведения сталкивает между собой героев, которые резко отличаются и своими качествами, и отношением автора. Конечно, иногда среди героев таких книг мы встречаем людей, которые сначала нравятся, а затем вызывают неприязнь. Но чаще мы сразу можем дать, пусть краткую, характеристику всем героям. Например, в романе Жюля Верна "Дети капитана Гранта" есть злодеи, а не только друзья путешественников. И их характеристика так же возможна, как и характеристика любого другого героя всей трилогии, даже самого таинственного - капитана Немо.

В характеристику героя необходимо включать рассказ о его деятельности, об отношении к тем, кто его окружает, и нашу собственную оценку, которая неизбежно возникает при чтении.

В каких произведениях вы встретили "африканского охотника" и человека по прозвищу Монтигомо Ястребиный Коготь?

Оба этих героя встретились нам в произведениях русских писателей, которые и охотой в Африке никогда не занимались, и не бывали в прериях Северной Америки. И рассказывали они не о чужеземцах, а о мальчишках, которые жили в России. Об охоте на слонов и о прериях эти герои знали лишь по книгам. А. Т. Аверченко рассказал об "африканском охотнике", который увлекался известным и сейчас Майн Ридом, а А. П. Чехов - о гимназисте Чечевицыне, который гордо именовал себя Монтигомо Ястребиный Коготь.

В рассказах вы встретились со своими ровесниками - увлеченными читателями приключенческой литературы.

Что в рассказе о герое кажется вам самым важным: имя, портрет, суждения, поступки, отношение к окружающим?

Большинство учеников сразу же говорит о важности поступков. Однако, когда мы говорим о человеке, мы хотим его увидеть, представить себе не только события, в которых он участвовал, но и его общий облик, и при этом понять причины, которые вызывали его поступки. Поэтому рассказ о любом герое, как и о своем однокласснике, мы обычно начинаем с описания его внешности - портрета, одежды, манеры поведения, а вспоминая поступки, думаем о причинах, по которым совершены те или иные действия, о взглядах героя, которые вызвали эти поступки. Каждый человек ведет непрерывный диалог: мы общаемся с людьми, которые нас окружают. При этом складываются те или иные отношения с этими людьми. Эти отношения часто влияют на наши взгляды и, в конечном счете, на поступки. Поэтому при чтении мы часто невольно следим и за этой стороной повествования. Так, отдавая предпочтение поступку и его описанию, мы также видим важность создания общей оценки героя, которая сводит воедино все стороны его изображения.

Что сильнее влияет на наше отношение к герою: поступки героя; суждения героя о жизни и людях; оценки героя окружающими; то, как героя изобразил автор; собственные наблюдения и ваши суждения как читателя?

Наше отношение к герою складывается из множества причин и, в конечном счете, определяется самостоятельно. Однако такое суждение может опираться как на случайные впечатления, так и на серьезные размышления над прочитанным. И если мы всерьез задумываемся над тем, что читаем, то все же на первое место чаще всего выносим поступки героя.

Кто из героев-ровесников умел быть настоящим другом?

Во многих книгах о ровесниках есть герои, которые имели хороших друзей и умели дружить сами. Если открыть оглавление учебника-хрестоматии, то можно перечислить их по порядку. В "Снегурочке" это Лель, в "Свече на ветру" - Ланселот, в балладе "Роланд-оруженосец" - юноша Роланд, в "Отрывках из журнала Маши" - сама героиня.

Заставляет подумать о том, какой должна быть дружба, описание гимназических годов Тёмы (глава "Ябеда"). Рассказ Ф. А. Искандера об инсценировке сказки Пушкина очень хорошо показывает, как рождается настоящая дружба в процессе творчества.

Особенно привлекают примеры дружбы на страницах приключенческих произведений: Том и Гек, Герберт и его старшие друзья, юный рассказчик и гардемарин… Каждый читатель может добавить еще множество примеров.

С кем из героев вам было бы интересно поспорить? О чем?

Каждый может выбрать себе оппонента для спора и назначить тему словесного поединка. Важно, чтобы избранная тема была интересна всем окружающим. Можно не спорить самим, а проследить за спором, который описан в произведении. Часто читатели с удивлением останавливаются на споре Гека Финна и Джима по поводу иностранных языков. Сначала их удивляет, как можно не понять, что такие языки существуют, а затем они затрудняются объяснить, почему же они возникли в таком огромном количестве.

Но споры чаще возникают по поводу нравственных оценок поступков и суждений. Так, в одном из классов возник спор о "технологии" мошеннических проделок, которые организовывали "незнакомцы", спасенные Геком и Джимом, а также об эксплуатации своих спасителей этими проходимцами.

Спор о том, кто более удачный рассказчик, обычно возникает при обсуждении рассказа о "светопреставлении" ("Бежин луг" И. С. Тургенева).

Попробуйте порассуждать о том, как сюжет связан с героем или как поступок героя связан с его характером и взглядами.

Сюжет любого художественного произведения неизбежно связан с характером героя. Сюжет рассказывает о серии, цепочке взаимосвязанных событий. Сами же события во многом предопределены характером их участников. Так, трус едва ли совершит героический поступок, а умный и уравновешенный человек, прежде чем совершит поступок, его взвесит, к нему подготовится.

Столь же неразрывные связи существуют и между поступком и взглядами человека. И подвиг, и предательство в равной мере объясняются взглядами совершившего их человека. Но эти связи не такие уж прямолинейные. Володя ("Мальчики" А. П. Чехова) совсем не хотел бежать из семьи и совершил побег под жестким давлением своего приятеля, Монтигомо Ястребиного Когтя. Но если подумать, то все же связь очевидна и тут - эту уступку более решительному товарищу он сделал благодаря своей мягкости и малодушию. Связь поступка и личных качеств ясна.

Какой герой прочитанных произведений кажется вам таким ярким и интересным человеком, что вызывает желание подражать его поведению, взглядам и поступкам? Какой герой мог бы стать вашим закадычным другом?

Часто восхищение ярким героем вызывает желание ему подражать. Но среди таких героев обычно мы встречаем личности, подражание которым не в наших силах. Без особой физической подготовки и специального снаряжения нельзя повторить подвиг Роланда или победить рыцаря свиты Короля Артура Ланселота. Но желание подражать важно и полезно не столько тем, что оно вызывает поступок. Еще важней, что оно также порождает желание оценивать события и собственные действия с тех позиций, которые нас привлекли в герое. Например, рыцари не могли совершить подлость. Очевидно, что ее также не может совершить человек, для которого они стали образцом для подражания.

Среди героев, встреченных на страницах книг, особенно привлекают герои-ровесники. Поэтому легко назвать и Роланда, и Ланселота, и других ровесников. Однако при этом нужно учитывать не только вызываемую ими симпатию, но и то, насколько вы могли бы быть интересными для них. Стоит помнить, что выбор хорошего друга обязывает и того, кто его выбрал, обладать определенными качествами: трус не может дружить с героем, равным Роланду.

Подготовьте диалог вашего разговора с самым интересным собеседником, которого вы встретили на страницах учебника.

Среди диалогов, которые пытались создать шестиклассники в конце учебного года, были беседы со всеми вновь обретенными на страницах книг приятелями. Здесь были и средневековые герои, и покорители космоса. Особенно забавны оказались попытки изобразить разговор с теми, кто ограничен в знаниях. Таким был, например, диалог с Джимом по поводу примет. Читая повествование о Томе и Геке, мы не раз замечали, как суеверны все без исключения герои повести. Но так как и сейчас многие ученики тоже верят в приметы, что никак нельзя одобрить, то нашелся ученик, который изобразил фрагмент спора о приметах между собой и Джимом.

Джим. Я всегда верил в приметы. И это точно - не заметишь важную примету, и сразу же - беда!

Я. Взрослый человек должен уметь объяснить, почему же примета вызывает определенное следствие.

Джим. Но если встретишь черную кошку, то обязательно случится что-то плохое, и вовсе не нужно объяснять какие-то причины!

Я. А есть страны, в которых встреча с черной кошкой - счастливая примета!

Джим. Вот пусть они и объясняют, почему у них все не как у людей!

Охарактеризуйте героев произведений, которых вы встретили в учебнике этого года, как читателей. Попробуйте создать читательскую характеристику Багрову-внуку, герою рассказа "Смерть африканского охотника" или любому другому персонажу.

Автор книги "Детские годы Багрова-внука" в рассказе о своем герое - а он был, как вы помните, героем автобиографического произведения, - специально остановился на особенностях Сережи как читателя. Его читательская характеристика несложна: мальчик - увлеченный читатель и очень славный фантазер. Сам он свою способность окружать все, прочитанное в книге, собственными фантазиями считает серьезным недостатком. У вас может быть и другое мнение. Скорее, Сережа очень активно включался в читательский процесс и расширял рамки всего нарисованного писателем. Он не искажал то, о чем узнал, а, скорее, помогал картине обрастать вполне допустимыми и объяснимыми деталями.

Столь же увлеченный читатель - "африканский охотник", имени которого мы так и не узнали. Он еще более активно "продолжает" жить, пытаясь расширить страницы книг. Он даже пытается найти в жизни события и героев, которые бы напоминали то, чем он увлечен. Его разочарование героями из цирка, казалось бы, рушит читательскую сказку, и он зарывает свои любимые книги в песок. Но обаяние чтения сильнее, рассказ не случайно завершается словами о том, какими пулями нужно стрелять в слонов. Наш "африканский охотник" так и не ушел из плена приключенческой литературы.


 
Как скачать бесплатное сочинение? Жми и сохраняй . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к теме «Герои произведений» уже в твоих закладках.
Вперед:
Назад:
Дополнительные сочинения по данной теме

  • Тест к пьесе «Гроза» А. Н. Островского

  • 1. Где происходит действие пьесы А. Н. Островского "Гроза"? А. Провинциальный город Б. Петербург В. Москва 2. Кто из названных героев не является персонажем пьесы А. Н. Островского "Гроза"? А. Кудряш Б. Калиныч В. Тихон Г. Варвара 3. Какой конфликт лежит в основе пьесы А. Н. Островского "Гроза"? А. Социальный Б. Семейно-бытовой В. Психологический Г. Идеологический 4. Какого героя можно охарактеризовать, используя слова "деспотизм", "грубость", "невежество", "произвол", "самодурство"? А. Борис Б. Кабаниха В. Дикой Г. Феклуша 5. К характеристике какого персонажа применимы слова "ханжество", "лицемерие", "домостроевщина", "суеверность", "тирания"? А. Дикой Б.
  • Характеристика художественного мира Г. Ибсена сочинение, статья, краткое содержание, анализ, биография, тест, пересказ, литература

  • центральное значение проблемы поисков истинного "я"; "аналитическая композиция" драм, предполагающая, что основное событие смещено в предысторию, а сюжет пьесы представляет собой анализ его последствий; при этом факт прошлого служит проявлению внутренних движущих сил личности, а развязка конфликта, как правило, приобретает форму Открытого финала; концентрация действия вокруг нескольких персонажей, раскрывающих в ходе развития сюжета свои новые душевные качества; наличие нескольких, роковым образом переплетающихся друг с другом сюжетных линий, которые в
  • Трагедия

  • Трагедия (греч. tragodia - букв, "козлиная песнь") 1) Драматургический жанр, изображающий трагическое, исполненное острых противоречий столкновение героя с окружающим миром. Герой трагедии - незаурядный, сильный и волевой человек, который, попадая в роковое стечение обстоятельств, ведет борьбу с препятствиями, обрекающими его на гибель. 2) Один из основных видов драмы, противоположный по содержанию и внутренней направленности комедии. Обычно в трагедии изображаются острые, непримиримые жизненные конфликты, которые вызывают катастрофические последствия и чаще всего завершаются гибелью
  • Конфликт

  • Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) 1. Столкновение, противоборство действующих сил. В художественном произведении оно может происходить между разными качествами характера (внутренний конфликт); между несколькими героями или их группами; между героем и препятствующими ему обстоятельствами и т. д. 2. Столкновение (не обязательно непримиримое) различных общественных позиций, нравственных представлений, характеров и т. д. Конфликты могут быть внешними (основанными на прямом противопоставлении враждующих сил, например на борьбе героя с враждебным ему обществом) и внутренними,
  • Психологизм (психологический анализ) в литературе

  • Психологизм (психологический анализ) в литературе - изображение психической жизни человека. Формы психологического анализа многообразны: от прямых авторских объяснений до "внутренних" монологов героев. Открытые формы объяснения психологии героев называются "явным психологизмом", скрытые же формы (например, посредством указания на изменения во внешности персонажа) - "тайным психологизмом". Пейзаж, интерьер, художественные детали также могут приобретать дополнительную психологическую нагрузку.
  • Тест к роману «Евгений Онегин» А. С. Пушкина

  • 1. Жизнь каких слоев общества показана в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин"? А. Поместное дворянство Б. Барская Москва В. Губернское чиновничество Г. Высший свет Петербурга Д. Крепостное крестьянство Е. Разночинная интеллигенция 2. О ком из героев романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" А. И. Герцен сказал: "Он никогда не становится на сторону правительства", но "никогда не способен встать на сторону народа"? А. Ленский Б. Онегин В. Отец Ларин Г. Муж Татьяны Лариной 3. О ком из персонажей романа "Евгений Онегин" А.
  • Характерные черты театра В. Шекспира

  • использование заимствованных сюжетов, которые в его обработке получали новое художественное воплощение, поэтическое дыхание и философское содержание; особая роль шута в пьесах - персонажа, наиболее ярко иллюстрировавшего идею всемирной театральности и наделенного полномочиями свободно говорить правду, срывать маски с лицемеров и лгунов, задавать "неудобные" вопросы, размышлять над философскими темами; утверждение ренессансных идеалов в комедиях и их критическое переосмысление в трагедиях; лишенный географических и временных примет антураж сценического действия, в котором