Выявлять результаты!



Поначалу я было опасался, что многое в этих заметках прозвучит трюизмом, а их автор уподобится вечному студенту — вещающему, заглядывая в свои пожелтевшие конспекты. Но затем решил наплевать на внешности и, принеся искренние извинения моим умным, знающим коллегам за повторение азбучных истин, высказаться ещё раз по той проблеме, которая была, есть и подготовлена остаться болевой точкой школьного литературного образования.

Кажется, всем нам хорошо известны его цели. Они постоянно обозначаются в неуклонно обновляющихся нормативных документах, и мы их помним попросту наизусть. Как говорится: Разбуди ночью...

Вот и в нынешней «Пояснительной записке» к «Примерной программе основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения» среди целей этого самого образования обозначено “Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-­литературных понятий”. (Здесь и далее слова полужирным шрифтом в цитатах отмечены мною).

Об этом и поговорим. Но согласно с темой номера, обращённой к проблемам современного выпускного экзамена по литературе, сосредоточимся на резюмирующих трудах. Посмотрим, что хотят проверить экзаменующие: то есть чему, по их мнению, за школьные годы чудесные ученики должны научиться по предмету “литература”.

Сергей Волков подробно и по достоинству уже представил пособие Е. А. Самойловой «ЕГЭ-2007. Литература. Тренировочные задания» (см. с. 6–9). А я обращусь к другой книжке Е. А. Самойловой — «Литература. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки». М.: Экзамен, 2007 (Серия «ЕГЭ. Контрольные измерительные материалы»).

Основания для выбора понятны: пособие “рекомендовано ИСМО Российской Академии Образования для подготовки выпускников всех типов образовательных учреждений РФ к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ”, а в аннотации сказано: “Методическое пособие предназначено для учителя и включает всё, что может понадобиться учителюпредметнику для подготовки школьников к ЕГЭ”.

Однако здесь не потребуем всё. Начнём со скромного и доброжелательного просмотра книжки — знаете, как это делают не отходя от прилавка, с тем, чтобы оценить качество покупаемого издания. Листаем.

Но сразу появляются вопросы к вопросам.

1. В творчестве каких русских писателей, по мнению создательницы пособия, во второй четверти XVIII века возник классицизм (с. 86, см. также с. 87), кто “традиционно относит” к нему творчество Ломоносова и Державина и почему с этой “традицией” надо считаться сегодня?

2. Как это понять: «Светлана» Жуковского, согласно ответу теста, является “оригинальным произведением поэта, а Не авторизованным переводом с немецкого” (с. 93)? Это при том, что известно: «Светлана», как и «Людмила», восходит к балладе Бюргера «Ленора».

Здесь же. Согласно логике автора, “авторизованными переводами” следует считать баллады «Кубок», «Перчатка» и «Лесной царь». При том, что “авторизованный перевод” — это перевод, просмотренный и если не отредактированный, то одобренный автором. Но баллады «Кубок» и «Перчатка» переведены Жуковским через много лет после смерти Шиллера, да и Бюргер ничего у Жуковского не авторизовал. (Факт редактирования рукою Гёте русского перевода «Лесного царя», по сути, обозначенный в пособии, следует объявить мировой историколитературной сенсацией.)

3. Почему в вопросе 6 (с. 97) говорится о “Гибели Печорина”, если он, “возвращаясь из Персии, Умер” (см. «Журнал Печорина. Предисловие»), и утверждается, что узнать об этом можно из главы «Максим Максимыч», тогда как в ней Григорий Александрыч живёхонек?

4. Почему для ответа на вопрос 6 (с. 122) достаточно назвать персонаж, произнёсший фразу (“ставшую афоризмом”): “Вся Россия — наш сад”, и не предполагается учесть то, что изрекший её Петя Трофимов — банальный демагог?

5. А это сакраментальное, помянутое нами в предыдущем номере (см. № 6. С. 48): “Как вы понимае­те Слова Ф. М. Достоевского: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя»?” (с. 179)! Верно, вновь придётся вернуться к истории с мифогенной фразой...

Остановим выписку примеров (см. также наше «Задание со звёздочкой» на с. 48). В конце концов, даже не ошибки, превратные толкования, неточности и опечатки (они тоже есть) вызывают у нас меланхолические настроения, а то, что при знакомстве с соответ­ствующей литературой и породившими её документами нарастает ощущение тяжёлой профанации нашей любимой литературы, изящной словесности на ниве выпускного экзамена.

Перевести эти ощущения из эмоциональной сферы в аналитическую удаётся при знакомстве с разделом «Работа с основными теоретико-­литературными понятиями» (с. 50–73) из того же пособия — согласимся, ключевым для постижения азов науки о литературе.

Всем хорошо известно своеобразие этих самых понятий. Они не имеют строгости математических или химических терминов. Но при этом и у них есть своё реальное содержание. Например, Сюжет. В книжке он определяется как “последовательность событий в произведении” (с. 62). Допустим. Но уже на с. 64 в заметке «Завязка» читаем нечто невообразимое: “Завязка — событие, определяющее начало действия в литературном произведении. Иногда завязка прямо совпадает с началом романа или повести. <...> Иногда завязка может быть смещена или перенесена в конец произведения (например, в поэме <...> «Мёртвые души» о решении Чичикова скупать души мы узнаём почти в конце первого тома)”.

Что из этого можно понять? Только то, что в буйных головах создателей таких пособий жизнь и поэзия — одно. Они легко смешивают повествование как таковое и реальность, о которой рассказывается в произведении. Да, разумеется, Чичиков как литературное подобие человека вначале решил скупать мёртвые души, а потом отправился на поиски сделок. Это завязка в этапе его биографии. Но в своей поэме Гоголь делает завязкой именно прибытие Чичикова в город NN в расчёте на выгодное развитие своего дела, а развязкой становится его бегство из этого города. Впрочем, поскольку Гоголь писал своё сочинение, не заглядывая в пособия по литературе, к завязке развивающегося действия можно отнести и визит к Коробочке, которая становится его Пружиной: ведь если бы она не отправилась в город NN узнать, “почём ходят мёртвые души и уж не промахнулась ли она”, продав их Чичикову, пьяная болтовня Ноздрёва на балу скоро была бы позабыта...

Возникновение этой путаницы неизбежно уже потому, что, сказав о сюжете, автор книги позабыла: с сюжетом неразрывно связана фабула. И если в её определении сюжет — последовательность событий в произведении, то фабула — условно-­реальная последовательность событий, как они протекали бы в жизни. Сюжет в данном соотношении выступает как способ изложения фабулы.

Разумеется, условность в наименовании здесь есть. Часть литературоведов и писателей в разное время называла то, что Е. А. Самойлова обозначила как сюжет, — фабулой, и наоборот. Но самое важное в ином: не жёстко прикрепить термины к определениям, а Установить соотношение между этими определениями, что в пособии не делается. И в целом раздел пособия, о котором идёт речь, поражает начётнической жёсткостью одних формулировок и размытостью — других.

Так, предельно невнятно определяется другое фундаментальное понятие литературоведения — Ком­позиция, хотя, между прочим, после появления работы Б. А. Успенского «Поэтика композиции: Структура художественного текста и типология композиционной формы» (1970) здесь можно было бы многое прояснить и для школьников, и для нас самих. С другой стороны, пресловутые Литературные направления Представлены так, будто это политические партии с жёсткой дисциплиной. В результате в классицизм затиснуты Ломоносов и Крылов­баснописец, а сложнейшие художественные процессы, проходившие в пору Серебряного века, сведены к сосуществованию Представителей символизма, акмеизма и футуризма под общей шапкой Модернизма.

Впрочем, при чтении заметки «Модернизм» хочется выломиться за рамки рубрики «Трибуна»...

Но это надо бы сделать в принципе, ибо в «Трибуне» мы обсуждаем существо проблем, а при критике пособия Е. А. Самойловой словно предполагается возможность его усовершенствования, нового издания, “переработанного и исправленного”. Это не выйдет, ибо причина не в неуклюжих толкованиях основ литературы, а в изначальной ущербности такой “методики” проверки знаний. Впрочем, знаний ли?

Вот ещё один вопрос из пособия, напоследок: “Кто из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» первым сочиняет и распускает слух о сумасшествии Чацкого?” (с. 97). Ответ из пособия: Софья.

Но достаточно внимательно про­читать бессмертную комедию, чтобы понять: такой вопрос нельзя задавать в принципе. Хотя бы потому, что эмоциональная оценка Софьи (“Он не в своём уме” — дейст. III, явл. 14) посвоему основательна и человечески естественна: а как ещё назвать молодого человека, который приехал в дом к вроде бы желанной невесте и начал ссориться со всеми подряд?!

Начитавшись тестов, решусь предложить коллегам соавторски поупражняться в этом очаровательном учебнометодическом жанре.

Вопрос. Зачем проводится школьный выпускной экзамен по литературе?

Варианты ответов.

2), 3), 4) — здесь каждый словесник соблаговолит обозначить своё понимание содержания и смысла испытания, подводящего итоги школьного образования по литературе.

Готово? А теперь 1) — правильный ответ, выписываю из «Введения» к пособию Е. А. Самойловой:

“Выпускной школьный экзамен выявляет результаты обучения, развития, воспитания школьников с целью их итоговой аттестации по литературе за курс средней школы”.

Не удержишься, чтобы не добавить: а “всё прочее — литература”!

Есть в этом «Введении» ещё про то, что ЕГЭ включает в себя и “вступительный экзамен”, дифференцирующий выпускников “с целью отбора для поступления в вузы и ссузы”, но это отдельная тема. Во всяком случае, понятно, почему при таком содержании ЕГЭ по литературе не только школы, но и филологические факультеты выступают против него единым фронтом.

И самое последнее. Неистовый радетель восстановления всех прав буквы “ё” в русской письменной речи, я было обрадовался, заметив оную на страницах данного пособия. Оказалось, радость была преждевременной. При постраничном изучении текста выяснилось, что буква “ё” в этом нормативном издании расставлена столь же бессистемно, сколь даны в нём фрагменты сведений по литературоведению.


 
Как скачать бесплатное сочинение? Жми и сохраняй . И ссылка на это сочинение; Выявлять результаты! уже в твоих закладках.
Вперед:
Назад:
Дополнительные сочинения по данной теме

  • Осторожно фальсификат!

  • Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины предостерегает учеников 9 и 11 классов, которым в мае 2012 года предстоит сдавать государственную итоговую аттестацию по иностранным языкам, их родителей и учителей от пользования во время подготовки к экзаменам некачественными, а иногда откровенно вредными источниками. Именно к таким источникам относится продукция ООО "Новая тема" г. Харьков, что со ссылкой на рекомендацию МОНмолодьспорту позиционируется как "учебные пособия" для подготовки к государственной итоговой аттестации
  • Дидактическое пособия для развития ритмического слуха детей своими руками

  • Дидактические пособия для детского сада своими рукамиАвтор: Крючкова Светлана Николаевна, музыкальный руководитель МДОУ Детский сад № 127 "Северная сказка " г. Петрозаводск Описание работы: пособие может быть интересно музыкальным руководителям Цель: Развитие ритмического слуха дошкольников. Знакомить с понятиями длинный - короткий звуки. На музыкальных занятиях в детском саду использую много наглядных средств в процессе знакомства детей с основными средствами музыкальной выразительности. Яркий красочный наглядный материал способствует более точному и
  • Как с этим работать?

  • Таблицу «Кто есть кто в литературе» удобно разместить на стенде в классе или просто иметь под рукой — она может пригодиться в качестве справочного пособия. Надеемся, что материал таблицы подвигнет школьников на самостоятельные разыскания и обратит их внимание на книгу, которая очень помогла нам при составлении таблицы. Речь идёт об уникальном справочнике Ю. А. Федосюка «Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века». В ней живо и интересно,
  • Методические материалы. Краткое изложение текста

  • А. С. Пушкин "И. И. Пущину". Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях (мультимедийный урок по литературе, 6-й класс) А. С. Пушкин. "Капитанская дочка", глава "Вожатый". 9-й класс Викторина об отечественной литературе №1 Викторина об отечественной литературе №2 Ерёмина О. А. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя Интегрированный урок по литературе "Слово о полку Игореве" Календарно-тематические планы по литературе в 3 и 4 классах Классный час :
  • Фальшивое ВНО

  • В связи с выявлением ряда некачественных и вредных источников по подготовке к внешнему независимому оцениванию (ВНО), которые не соответствуют нормативам и требованиям, а также дают неправдивую информацию о ВНО-2012 со ссылкой на Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины, МОНмолодспорт сообщает о следующем:Украинским центром оценивания качества образования совместно с Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины подготовлена серия учебно-методических материалов "Индивидуальные комплекты для подготовки к ВНО-2012" по всем
  • Г. В. Пранцова. Рождественская проза в русской литературе XIX – XX веков

  • Разработка нового образовательного стандарта ставит очень серьёзные задачи не только перед школой, но и перед методической наукой. И касаются они в том числе и создания нового научно-методического обеспечения учебного процесса. Недавно вышедшее из печати пособие популярного методиста, профессора Галины Васильевны Пранцовой «Рождественская проза в русской литературе: элективный курс для 10−11-х классов» — существенный шаг в этом направлении. Сразу отметим, что пособие для элективного курса по своей структуре и содержанию отличается
  • Конкурсы продолжаются

  • Конкурс методических разработок, который проводит наша газета, уже стал традиционным. Ближе к концу учебного года в нашей редакции начинают раздаваться звонки: “А когда вы опубликуете итоги конкурса? В каком номере смотреть новые темы?” Объявляем всем и сразу: в этом году мы начинаем конкурс в Сентябре, а завершится он в Мае. Причины, думаем, объяснять долго не надо — ведь именно в этих границах живёт учебный год. В течение всего этого времени