«Я вещь…». Трагедия Ларисы. (По драме А. Н. Островского «Бесприданница»)



1. Мечтательная натура Ларисы Огудаловой.

2. Жених и возлюбленный.

3. Трагедия Ларисы, как влюбленной женщины.

Главная героиня одной из самых известных пьес А. Н. Островского «Бесприданница» — Лариса Дмитриевна Огудалова, молодая девушка, живущая в обычном волжском городе Бряхимове вместе со своей матерью, овдовевшей небогатой дворянкой. Лариса от природы одарена чувством прекрасного, у нее мягкий, спокойный характер. Ей чужды меркантильные планы ее матери — выдать дочь замуж за порядочного, обеспеченного человека. Лариса ждет искреннего, возвышенного чувства — и оно приходит, но только объектом ее любви оказывается типичный «барин», бывший помещик, судовладелец Сергей Сергеевич Паратов.



Наивная девушка не может осознать, что в «светском» окружении ее матери наибольшую ценность имеют деньги, о чувствах там говорить не принято. И она искренне верит в то, что ее любовь к Паратову взаимна — между тем, купец даже не допускает мысли о том, чтобы жениться на бедной пюряночке без приданого. Единственным капиталом Лари-| ы является ее неяркая, но безупречная красота.



Несмотря на то что Сергей Сергеевич не предпринимает попыток предложить Ларисе руку и сердце, она верит в то, что это событие непременно произойдет. Тем временем Паратов говорит своим друзьям Вожеватову и Кнурову: «У меня... ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Влюбленная девушка безоговорочно оправды-иает своего «кумира», идеализирует его, находит объяснения даже самым неблаговидным его поступкам. Например, н сцепе, где Паратов стреляет в монету, Лариса считает его настоящим героем, но на самом деле это эпизод свидетельствует о пустом бахвальстве и легкомыслии ее избранника. А его помощь бедным — не от истинной потребности, зова сердца, а от стремления покрасоваться перед окружающими, наглядно показать свою щедрость.



Лишь в финале пьесы мы видим, как Лариса постепенно начинает понимать, что же представляет из себя ее возлюбленный. Уже решив выйти замуж за неприметного, глуповатого мелкого чиновника Юлия Капитоныча Карандышева, она вновь встречается с Паратовым, и ее безумная любовь вспыхивает с новой силой. Когда Сергей Сергеич на приеме, устроенном в доме Карандышева, начинает издеваться над быстро опьяневшим женихом, Лариса вместо того, чтобы прийти на помощь своему будущему супругу, окончательно в нем разочаровывается, в итоге признавшись Паратову: «У меня один жених: это вы...».



Возможно, при других обстоятельствах тронутый этой искренностью Сергей Сергеич и задумался бы о будущем Ларисы Огудаловой, но к тому времени судовладелец уже не был богатым и свободным. Воспользовавшись неопытностью и наивностью молодой девушки, он соблазняет ее, умолчав о том, что давно уже обручен с богатой дамой из «высшего общества». Вначале попытавшись деликатно отделаться от Ларисы, он все же открылся неред ней, но от крылся неискренне, сыграв роль несчастного, жестоко обиженного судьбой мужчины:

Паратов. Допускаете ли вы, что человек, скованный по рукам и по ногам неразрывными цепями, может так увлечься, что забудет все на свете, забудет и гнетущую его действительность, забудет и свои цепи?



Лариса. Ну, что же! И хорошо, что он забудет.



Паратов. Это душевное состояние очень хорошо, я с вами не спорю; но оно непродолжительно. Угар страстного увлечения скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок, который говорит, что этих цепей разорвать нельзя, что они неразрывны.



Лариса (задумчиво). Неразрывные цепи! (Быстро.) Вы женаты?



Паратов. Нет.



Лариса. А всякие другие цепи — не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя.



Паратов. Я обручен... (Показывая обручальное кольцо). Вот золотые цепи, которыми я скован на всю жизнь. Лариса. Что же вы молчали? Безбожно, безбожно! (Садится на стул.)



Паратов. Разве я в состоянии был помнить что-нибудь! Я видел вас, и ничего более для меня не существовало.

Разумеется, на самом деле избранник Ларисы прекрасно все понимал и вполне отдавал отчет своим действиям. Милая, далекая от реальной жизни девушка стала для него очередной игрушкой, красивой вещью, а потребность в обладании ею была усилена тем, что права на Ларису предъявлял «какой-то» Карандышев.



И после тяжелого, мучительного для Ларисы объяснения ее терзания не закончились. Паратов очень спокойно и рассудительно объяснил девушке, что никаких прав она на него предъявить не может и лучше всего ей отправиться домой. Чувства Ларисы, ее переживания не имеют никакого значения для купца-самодура, в очередной раз добившегося поставленной перед собой цели.



Но Трагедия Ларисы Огудаловой заключается не в этом эпизоде, по воле случая ставшем для нее роковым. Ее губит не жестокое разочарование в любимом человеке, а ужасное осознание, что для мужчин она не объект искренних чувств, а всего лишь красивая вещь, безделушка, которую многим хочется приобрести и держать дома, похваляться ею перед друзьями, хвастаться своим успехом.



Внезапно возникшая мысль становится слышимой: Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек... Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину...». Она пока еще не думает об уходе из жизни — ее дальнейшие размышления о самоубийстве являются лишь жалкой попыткой привлечь внимание Паратова.



Но дальнейший ход событий окончательно ломает хрупкую душу девушки. Нашедший ее Юлий Капитоныч рассказывает, как Вожеватов с Кнуровым играли в орлянку, чтобы решить, кому из них достанется честь оказать покровительство Ларисе. Участие, снисхождение Карандышева становится для несчастной обманутой девушки последним ударом. Именно поэтому она произносит вслух: «Кабы теперь меня убил кто-нибудь...». Лариса не представляет себе жизнь в мире роскоши и светских развлечений, ей непонятна страсть к наживе, ее не влечет разврат. Ситуация, в которой она не по своей вине очутилась, требует скорейшей развязки, и эта развязка наступает. Но даже в последние минуты Лариса пытается спасти убийцу от праведного суда, убеждая окружающих, что ее попытка уйти из жизни была добровольной. И даже Паратов, услышав ее шепот, понимает всю низость своего поведения, но его исступленные крики уже ничего не могут исправить. Последними словами Ларисы становится признание в любви: «Я вас всех... всех люблю».


 
Как скачать бесплатное сочинение? Жми и сохраняй . И ссылка на это сочинение; «Я вещь…». Трагедия Ларисы. (По драме А. Н. Островского «Бесприданница») уже в твоих закладках.
Вперед:
Назад:
Дополнительные сочинения по данной теме

  • Краткое содержание пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»

  • Основные действующие лица: Харита Игнатьевна Огудалова - вдова средних лет.Лариса Дмитриевна - ее дочь.Мокий Парменыч Кнуров - крупный делец, пожилой человек с огромным состоянием.Василий Данилыч Вожеватов - один из представителей богатой торговой фирмы.Юлий Капитоныч Карандышев - небогатый чиновник.Сергей Сергеевич Паратов - блестящий барин из судохозяев. Действие происходит в городе Бряхимове, на Волге. Кнуров и Вожеватов встречаются в кофейне и разговаривают. Оказывается, Вожеватов встречал на пристани Паратова, у которого он покупает теплоход "Ласточку".
  • В чем трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»)

  • Лариса Огудалова - главная героиня пьесы А. Н. Островского "Бесприданница", которая впервые была напечатана в "Отечественных записках" в 1879 году. В драматургии Островского 70-80-х годов основной становится тема власти денег, собственности, богатства в эпоху "торжества буржуазии". Драматург продолжает искать в русской жизни силы, которые могли бы противостоять стихии безудержного хищничества, унижения человеческого достоинства, холодного расчета и эгоизма. Особенно чувствуется тревога писателя за судьбу человека "с горячим сердцем", который и в
  • Протест против унижения человеческой личности в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»

  • Че-ло-век! Надо уважать Человека! А. М. Горький "Бесприданница" - одна из лучших пьес А. Н. Островского. Она постоянно идет на сцене, дважды экранизирована. Современного читателя и зрителя в этой драме привлекает все: и яркость образов, и глубокий психологический анализ, и вдохновенное утверждение необходимости чистых отношений между людьми. Действие пьесы развертывается на фоне волжских просторов. Пейзаж подчеркивает красоту и поэтичность характера Ларисы Дмитриевны Огудаловой (имя Лариса в переводе с греческого означает "чайка"). Из разговора Кнурова
  • Паратов и Карандышев

  • 0 Май Драма "Бесприданница" была написана А. Н. Островским в 1879 году, когда уже стали явными итоги реорганизации 1861 года. Изменилось "темное царство"— быстрее стали развиваться торговля и промышленность, уже нет прежних, знакомых нам по "Грозе" дикости и невежества. В новом положении оказались и дворяне: "блестящий барин из судохозяев" Сергей Сергеич Паратов и "небогатый чиновник" Юлий Капитоныч Карандышев. Им сложно приспособиться к новой жизни: Юлий Капитоныч ушел служить и живет
  • Система образов в пьесе «Бесприданница» А. Н. Островского

  • Среди обитателей города Бряхимова центральное место занимает Кнуров, образ которого получился у Островского и живым, и современным. Вспомним Дикого из "Грозы". Очень трудно представить его с газетой в руках. Кнуров же читает газету на французском языке. Деталь весьма красноречивая. Это делец, капиталист, финансист очень крупного масштаба. Есть в городе лишь два-три человека, которых Кнуров удостаивает своим разговором. Поэтому приезд Паратова так обрадовал его: "Все-таки будет с кем хоть слово за
  • Драма “Бесприданница”

  • В пьесах Островского фамилии персонажей часто значимы, говорящи. Так, например, в "Грозе": "воюющий с бабами" Дикой, домашний диктатор Марфа (греческое - "хозяйка, госпожа") Кабанова, безвольный Тихон, лихой на девок и на язык Кудряш. Значение имени Катерина - "чистая", Варвара - "грубая", Фекла - "Бог, слава". Подумайте, какой смысл вложен в фамилии героев "Бесприданницы", если по словарю В. И. Даля кнур - "боров, кабан, хряк"; паратый (прилагательное) – "сильный, хищный зверь";
  • Главный конфликт пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»

  • Я вещь, а не человек! А. Н. Островский Главный конфликт пьесы "Бесприданница" определяется самим ее названием. Трагедия Ларисы Дмитриевны Огудаловой именно в том, что она бесприданница. Красота, ум, обаяние, человеческое достоинство ничего не значат в этом мире, если у тебя нет денег. Читая список действующих лиц, мы обращаем внимание на то, какое исключительное значение придает Островский имущественному и общественному положению героев. Драматург указывает, что Кнуров - "из крупных дельцов последнего времени... с громадным