«Звезда пленительного счастья»



Видеоурок

В 7-м классе на уроке литературы впервые происходит разговор о восстании декабристов. Без рассказа об эпохе и участниках восстания невозможно приступать к изучению поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины». Тема очень интересна ученикам, и просмотр фильма Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья» как нельзя более кстати. Мне кажется, что смотреть на уроке весь фильм не стоит по нескольким причинам. Первая — традиционная — отсутствие времени. Вторая — фильм целиком воспринимается в этом возрасте далеко не всеми детьми, не хватает подготовленности. Третья — обязательно требуются комментарии. Поэтому мне показалось уместным просмотреть и обсудить эпизоды из фильма.

Начать урок можно с первых десяти минут фильма, чтобы сформировать восприятие, проникнуться атмосферой эпохи. Этому способствуют и музыка к известному романсу на стихи Булата Окуджавы, и ряд рисунков, представленных в начале картины. А потом можно предложить для просмотра выбранные мною эпизоды.

Результат урока — очередь за диском. И это было приятнее всего.

I. Вступительное слово учителя

Дорогие ребята, мы закончили с вами беседу по поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины». При этом мы много говорили о том историческом событии, которое называют восстанием декабристов и которое послужило началом целой эпохе. Мы решили с вами, что то, что сделали жёны декабристов, можно назвать подвигом. Читать поэму Некрасова было интересно, и самое главное, у многих появилось желание побольше узнать о самом восстании декабристов, о судьбах его участников, об эпохе в целом.

Уже два столетия эти вопросы интересуют многих историков, литераторов, и режиссёров в том числе. В 1975 году режиссёр Владимир Мотыль снял фильм, который назвал строчкой из стихотворения А. С. Пушкина — «Звезда пленительного счастья».

II. Просмотр эпизодов и беседа

1. 00.00–10.00 мин. Начало фильма. Разговор Волконского с женой

— Мы просмотрели начало фильма. Скажите, что вам понятно из просмотренного? Кто герои?

(Сергей Григорьевич Волконский и его жена Мария Николаевна Раевская-Волконская.)

— Речь идёт о бумагах, о письмах А. С. Пушкина. Почему? Кто такой Николай Николаевич?

(Раевский — генерал, герой войны 1812 года.)

— О чём идёт разговор на заседании тайного общества? Кто его участники? (В фильме играют лучшие артисты отечественного кино. Нужно назвать их имена: И. Костолевский, И. Купченко, А. Баталов, О. Янковский, О. Даль и др.).

— Волконский говорит жене: “Ты постараешься понять нас?” А вы понимаете, о чём идёт речь?

2. 18.00–23.12 мин. Арест Трубецкого. Сцены восстания

— Кто герои этого эпизода?

(Сергей Петрович Трубецкой и Екатерина Ивановна Трубецкая.)

— Что происходит?

(Арест Трубецкого, сцены восстания. Николай I в растерянности, солдаты тоже. Александр I умер, а Николаю I ещё не присягали.)

3. 55.55–56.45 мин. Диалог Волконского с Николаем I

— О чём говорит Сергей Григорьевич Волконский с царём? В чём, по его мнению, несчастье страны?

(Жить нужно по закону, а не по прихотям царя.)

— Можно ли назвать Волконского смелым человеком, человеком чести?

4. 58.00–59.59 мин. Разговор Волконской с братом

— Что знаем мы из поэмы Н. А. Некрасова о том, как родные скрывали от Марии Николаевны правду о муже? (Можно зачитать.) Почему Волконская благодарит брата?

(Любая мука лучше неизвестности.)

5. 01.43–01.46 мин. Обед в семье Раевских

— Как относится семья Раевских к решению Марии поехать вслед за мужем? Чувствует ли Мария Николаевна поддержку? Трудно ли ей принимать решение в такой ситуации? Что можно сказать о характере этой женщины?

6. 02.03–02.06 мин. Отъезд Волконской

— Отец сказал Волконской: “Я прокляну тебя, если ты не вернёшься через год”. Вернулась ли она?

7. 02.17–02.23 мин. Диалог губернатора Цейдлера с Трубецкой

В фильме несколько эпизодов, в которых показана встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором Цейдлером. Иннокентий Смоктуновский замечательно играет злодея, последнего на пути следования Трубецкой к месту ссылки мужа, который выполняет волю государя. Почему так нужно было царю остановить Трубецкую? Какие чувства испытывает герой Смоктуновского?

8. 02.29–02.31 мин. Встреча Волконской с мужем

В записках М. Н. Волконской сказано, что встреча произошла не в руднике, а в комнате, правда, на второй день после приезда Волконская действительно спускалась в шахты. Но и Н. А. Некрасов, и В. Мотыль сцену встречи Волконской с мужем увидели по-другому.

9. Помимо истории жизни Волконской и Трубецкой в фильме есть и другая история.

Полина Гебль, француженка, в православии Екатерина Егоровна Анненкова, поехала в Сибирь вслед за поручиком Анненковым, который мужем ей не был.

История их любви, пожалуй, наиболее интересна зрителям.

32.00–38.55 мин. Встреча Полины с Иваном Анненковым в Петропавловской крепости

— Какие трудности приходится преодолевать героине, когда она добивается встречи с поручиком Анненковым?

10. 43.00–46.56 мин. Воспоминания Полины и Анненкова

— Почему Полина отказалась когда-то стать женой Ивана Анненкова?

(Никогда не вышла бы за мешок с деньгами.)

— Почему хотела бы стать женой отверженного? Что возвращает ей надзиратель?

(Кулон матери.)

— Почему?

11. 49.36–52.00 мин. Дом матери Анненкова в Москве

— Поручик Иван Анненков приезжает к матери просить разрешения на брак.

Обратите внимание на уклад барской жизни. Провинциальная Москва, дворовые девки, арапка и развлечения барыни.

Чему радуется герой Игоря Костолевского?

(Проклят матушкой, лишён наследства, а значит, больше не мешок с деньгами.)

12. 02.32–02.38 мин. Финал картины

Заканчивается фильм сценой свадьбы Полины и Ивана Анненкова, которая состоялась уже в Сибири. Режиссёр несколько раз показывает нам лица женщин-декабристок. Вглядитесь в них. Вспомним их имена.

В качестве Домашнего задания можно предложить несколько вариантов.

1. Рисунки — впечатления от увиденного и прочитанного.

2. Придумать и написать страничку из дневника Трубецкой или Волконской.

3. Прочитать и сравнить «Записки» М. Н. Волконской с поэмой Некрасова или фильмом.


 
Как скачать бесплатное сочинение? Жми и сохраняй . И ссылка на это сочинение; «Звезда пленительного счастья» уже в твоих закладках.
Вперед:
Назад:
Дополнительные сочинения по данной теме

  • Историко-революционные поэмы Н. А. Некрасова

  • В 70-е гг. Некрасов продолжает работать в жанре поэмы. В этот период он создает несколько больших произведений историко-революционного характера. Обращение поэта к истории было не отходом от современности, но лишь особой формой служения ей. Некрасов утверждал преемственную связь, существующую между передовой молодежью и декабристами. Характерно, что историко-революционные поэмы, как и часть его лирики, были прямо обращены к молодому поколению. В особенности это относится к поэме "Дедушка" (1870), построенной в виде беседы
  • Вопросы и ответы к стихотворению И. И. Козлова «Плач Ярославны»

  • Прочитайте переложения плача Ярославны В. И. Стеллецкого и И. И. Козлова. Чем отличаются эти тексты и что в них общего? И тот и другой - поэтические переводы "Слова о полку Игореве". Авторы с уважением относятся к тексту произведения, стремятся передать характер Ярославны, ее любовь к мужу, увидеть в плаче выражение обобщенной скорби русских женщин в тяжелую для страны годину испытаний. Вместе с тем следует отметить, что переложение ученого В. И. Стеллецкого ближе,
  • Играем со словом — постигаем слово

  • Наша школа долгое время работает по программе М. Б. Ладыгина, разработанной для классов с углублённым изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. В логике программы нами разработана система внеклассных мероприятий по литературе, завершающих обучение определённых тем программы — своеобразных итоговых занятий. Их задача — развить творческие способности учащихся, обобщить изученный материал, воспитать интерес к предмету. Начиная с 5-го класса, мы стремились к тому, чтобы каждое мероприятие не повторяло предыдущее даже по
  • Мир ребёнка в рассказе Л. Н. Андреева «Петька на даче»

  • I. Вводная часть На прошлом уроке мы читали и обсуждали стихотворение Некрасова «Железная дорога», рассматривали художественный приём, который использовал автор в стихотворении. Как он называется? (Антитеза.) — Что противопоставляется в стихотворении? (Гармоничность природы и несправедливость общества.) Один из героев этого стихотворения — ребёнок. Именно через ребёнка острота противопоставления передаётся с особой силой. Сейчас я прочту вам отрывок из одного уже популярного вам рассказа. В нём тоже есть герой-ребёнок и яркая антитеза. — Узнаёте ли вы этот рассказ?
  • Учитель глазами ученика

  • Она высокая, стройная, с гладко причесанными волосами, в строгом темном костюме и туфлях на высоком каблуке. У нее тихий голос. Она редко улыбается. Но уж если улыбается, то по-настоящему, искренне, от этой улыбки теплеет на душе. И она любит нас. Она - это наша Ирина Александровна, а мы - это ее класс, "ее" дети. Она производит впечатление бизнес-леди, но она не любит командовать и распоряжаться. Она носит очки в красивой оправе, а
  • Урок по поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины»

  • Предыдущие два урока были посвящены творчеству Н. А. Некрасова. Вспомним, какова его основная тема, какие произведения поэта знакомы ученикам. (Тяжёлая жизнь русского народа: «Несжатая полоса», «Забытая деревня», «Крестьянские дети», «Железная дорога» и так далее.) Поэма «Мороз, Красный нос» посвящена этой же теме, только она сужена, конкретизирована. (Тяжёлая жизнь русской женщины.) Это гимн во славу русской женщины. Вспомним восторженные слова поэта о ней. (Наизусть «Есть женщины в русских селеньях...».) Почему обыкновенная крестьянка вызывает
  • Вопросы и ответы к одиннадцатой главе повести Л. Н. Толстого «Отрочество»

  • Почему глава названа "Единица"? Названия глав повести "Отрочество" определяют их содержание. В этой главе рассказано о том, что Николенька не знал урока истории. Учитель спросил его. Как же он ответил? "Мне нечего было терять, я прокашлялся и начал врать все, что только мне приходило в голову". Что же мог сделать учитель? "Вдруг рука его сделала чуть заметное движение, и в графе появилась красиво начерченная единица и точка; другое движение - и